Глава 13. Политика государства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Политика государства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Необходимость решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на государственном уровне

В России с 1994 г. осуществляется федеральная программа «Дети России». Указом Президента РФ от 18 сентября 1996 г. № 1367 в состав президентской программы «Дети России» была включена федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997–1998 гг. Согласно Указу Президента РФ от 29 января 1998 г. № 29 срок действия указанной федеральной целевой программы продлен на 1998–2000 гг. Тем не менее, целей, поставленных в указанных программах, в полном объеме достичь не удалось. Слишком масштабными оказались задачи и слишком запущенной ситуация. Однако было установлено, что такие проблемы можно решать только программно‑целевым методом. В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2001–2002 гг., при обосновании продления срока ее действия, говорилось: «Ухудшение социально‑экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде».

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел. 132 тыс. детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях. На начало 1998 г. на учете в медицинских учреждениях состояло около 37 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные средства. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Реализация федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенолетних» в 1997–1999 гг. позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действовало 701 такое учреждение (в 1994 г. – 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно‑воспитательные учреждения, центры психолого‑педагогической и медико‑социальной помощи детям и подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио‑, видео‑и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико‑психологической реабилитации.

Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, несоответствие современным требованиям нормативно‑правового, информационно‑аналитического, научно‑методического обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы программно‑целевым методом.

За период 2001–2002 гг. ситуация кардинально не улучшилась. Социальные и экономические проблемы в российском обществе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является дальнейший рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.

Ежегодно в стране выявляется более 30 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.

Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них – насилие в семье, проблемы детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.

Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.

Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего возрасту.

Тем не менее, реализация федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 1997–2002 гг. позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (850 единиц, в которых оказывались различные виды социальных услуг 185 тыс. детей), в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию.

В то же время следует отметить слабое развитие материально‑технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.

Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются, прежде всего, в семье, руководством страны было принято решение продолжить работу в данном направлении в 2003–2006 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: