Восстание Модерна

Технологический мир сбросил обручи культуры. Допустимо все, что возможно. Но для того, чтобы это "все, что возможно" достигло совершенства культурных форм, необходима особая сила людей, способных к созиданию. Прежние табу были благодетельны – запрещая многое, они позволяли сконцентрировать ограниченные человеческие силы на немногих направлениях. Последний пример этого – СССР: ограничение материального потребления создало настоящий культ творчества. Это капитал, на котором до сих пор живут постсоветские государства. Постмодернистский упадок – следствие невозможности одновременно удержать на высоком смысловом уровне множество форм культуры.

Главное противоречие, которое пытался решить Модерн – между глубиной Традиции и ограниченностью используемых в ней средств. Против чего восстал модерн? Против ограниченной емкости культуры. Но это был вектор модерна в состоянии силы. В состоянии слабости появление недозволенных форм не компенсировалось возрастанием интегративных сил культуры. Модерн появился слишком поздно – он не был порождением аристократического, культуросозидающего общества, общества войны. Он имитировал традиционные формы, создавал пародии. И потому не решил своих задач. Он порождал свободу за счет убийства жизни и в этом был родственен (парадоксальным образом) механистическим машинным технологиям. Тем более что у него появился парадоксальный союзник – носители маниакальной ненависти к запредельному. Сильные ушли, ненавидящие остались. Поэтому вместо гипер и получилось пост.

Модерн породил техногенез. Это игра в шахматы с дьяволом, и на каждый его сильный ход нужно найти ответ – контрреволюция внутри технологической революции. Как фашизм возник внутри социалистической волны и, шире, консервативная революция внутри революционного процесса, так и метатрадиця должна возникнуть внутри процесса технологизации. Не постмодерн, а метатрадиция – таков должен быть ответ на поражение-истощение модерна. Если мы сумеем это сделать, то последние 500 лет истории были не напрасны.

Мета, пост и гипер – главные операторы современности. Бросок ХХ века – преодоление границ путем гипер. Консервативная революция, соединившая в себе возврат к традиционным ценностям с энергией преодоления форм, пошла по пути гипер. Но гипермодерн проиграл постмодерну.

Новая политика может начаться только с изменения строя культуры, только с постановки новых задач в поле культуры. Как только культура преодолеет пост-комплекс, как только она обретет вектор мета, она начнет порождать социальные формы, необходимые для его реализации, а значит и новую политику, призванную защитить и усилить новый культурный вектор.

Я уже писал об этом в "Сверхцивилизации воли": кто-то обязательно совершит этот бросок, этот прорыв. Какая-то страна, какой-то народ. Пусть лучше это будем мы. Meta versus post.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: