Екатерина:
| Надобно нам, граф, в Россию пригласить Джузеппе Сарти. Говорят, он в Европе вельми известен. Пусть и у нас потрудится, наших сочинителей научит. У меня, кстати, и либретто для новой оперы, как ты знаешь, уже готово. Про путешествие князя Олега в славный град Константинополь. И торжественные оды Михайло Ломоносова там предусмотрены.
|
Фаворит:
| Матушка, уже всё сделано. И Сарти уже в Петербург приехал, и музыку к опере на твое либретто написал, и артисты свои роли уже выучили. Не изволишь ли ознакомиться?
|
Екатерина:
| Изволю! Только дела государевы не позволяют мне сейчас всю оперу выслушать. Вы уж мне покажите самое интересное, где олимпийские игры и вирши Михайлы Ломоносова.
|
Фаворит:
| Проходи, матушка в ложу (показывает). Не сумлевайся, сделаем, как просишь. Эй, человек, оперу показывай. (Екатерина и Фаворит уходят в правую кулису, и выходит Человек Театра (Альтшуллер), встает впереди перед виолончелисткой.)
|
Человек Театра:
| Опера Сартиева «Начальное управление Олега». Опера открывается в первом действии заложением Москвы. К Олегу, князю, приходят посланные от киевлян (Выходит Олег в косоворотке из правой кулисы и выходит из левой кулисы толпа разнообразно одетых, например, в сарафанах и рубахах, наспех накинутых на барочные костюмы, в крестьянских париках и в платочках с женскими косами). Малеева, Лельчук, Котова, Куличкова,– в сарафане с косами и платочками, Дудина, Пополова, Сабурова, Ильина – в сарафанах с кокошиком, Бурыкин, Кухолев, Швецов, Шталкин, Витриченко, Коган – в русских костюмах (рубахи, порты, одетые на барочные штанишки, крестьянские парики, ленточки, у мужчин все надето на барочный костюм без верхнего камзола)
|
Олег:
| Здравствуйте, присланные от киевлян.
|
Толпа:
| Здравствуй, княже.
|
Олег:
| Издалеко шли?
|
Толпа:
| Вестимо, да.
|
Олег:
| Ну, что ж, присланные, (подумал, почесал репу) ступайте с богом!
|
Толпа:
| (недоуменно и друг другу) Мудро молвил, княже! (поклон Олегу, толпа уходит в левую кулису, девушки-киевлянки, басы и Прекраса остаются в сарафанах на всего Сарти, Коган переодевается в Императора).
|
Человек Театра:
| На этом первое действие заканчивается (провожает взглядом уходящую толпу).
Во втором действии… (Из правой кулисы выбегает Оскольд (Николаев), слева – Игорь (Шапиро, одеты в синие рубахи, волосы подпоясаны ленточкой, останавливаются в 4 метрах друг от друга, протягивают руки друг к другу)
|
Оскольд:
| (радостно, друг другу) Игорь!
|
Игорь:
| (радостно, друг другу) Оскольд!.
|
Человек Театра:
| Игорь и Оскольд сходятся в Киеве. (Игорь и Оскольд собираются броситься друг другу в объятия, но не успевают). Сюда и Прекраса пребывает. (Из левой кулисы выходит Прекраса (Пахомова), идет по линии ближе на метр, чем линия князей, не доходит 1 метр до ближайшего князя. Она одета в бордовый сарафан с душегреей, с шапочкой и платком, Оскольд и Игорь поворачиваются и идут к ней, Прекраса кокетливо с ними переглядывается. Князья тоже улыбаются ей)
|
Прекраса:
| Здравствуйте, князья! (Прекраса продолжает кокетничать).
|
Человек Театра:
| Здесь от истории отступлено. Прекраса тогда не могла быть в Киеве. (Прекраса с негодованием идет к Человеку Театра, который разводит руками, Прекраса обиженно уходит в левую кулису).
Игорь мал бе. Оскольд давно убит уграми. (Оскольд недовольно идет к Человеку Театра). Так что они не могли встретиться (разводит руками).
(Оскольд и Игорь обреченно идут друг мимо друга с протянутыми руками, как бы не видя друг друга, повторяя потусторонне дважды «Игорь, Оскольд», и уходят со сцены).
Такова историческая правда (показывает на пустую сцену, разводит руками). Третье и четвертое действия совершенно подобны первым двум. Зато в пятом – от истории ни мало не отступлено. Ибо действительно в лето девятьсот седьмое князь урманский Олег в Константинополе был и свой щит на вратах города оставил. (Выходит Олег в кольчуге. Оруженосец (Шталкин) выносит и дает Олегу шлем).
|
Олег:
| Я был в восточных и западных землях. Часть жизни провождал на море и войнах по обычаю предков моих. (Оруженосец помогает Олегу надеть шлем). Был в Свен, Дании, Скотландии, везде, где родственники мои, урманские князья побывали. Не доставало мне только быть в сем граде Константинополе, где днесь обретаюсь.
|
2. (Хор №1) «Коликой славой днесь блистает» - Tempo di Marcia (вступление и 3-ья часть)
Леон:
| В столице сей отныне и при столь замечательном госте, чтобы ничего более не производилось, как только радостные изъявления, беспрестанные игрыпения, пляски, веселости и торжественные пирования.
|
Олег:
| Слыхал я, что поныне сохраняется здесь древний обычай представлять позорища перед народом.
|
Зоя:
| Сии позорища бывают на ипподроме, тамо они для зрения изготовлены и ныне. (Мастигофор (Кирсанов) – выходит чуть вперед).
|
Мастигофор:
| Прикажешь ли, государь, чинить объявление.
|
Леон:
| Чини.
|
Мастигофор:
| Чиню. В девять сот седьмом, декабря 21-ого дня в присутствии державнейшего Восточного Императора Леона премудрого (все аплодируют, Леон привстает и кланяется), его супруги Императрицы Зои (все аплодируют, Зоя привстает и кланяется) и князя урманского Олега (все аплодируют, Олег привстает и кланяется) на ипподроме будут отправляться древния Греческия игры, как то: рыстание, скакание, ручной бег без орудия и иные гимнастические и феатральные представления.
|
3. (Хор №2) «Царей и царств земных отрада» (Олимпийские игры – вступление и 7 частей)
Орк. вступление - 3 т.
1. - 10 т. Царей и Царств земных отрада
Возлюбленная тишина.
Царей и Царств земных отрада
Возлюбленная тишина.
2. - 10 т. Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Полезна и красна!
3. - 11 т. Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют
И классы на полях желтеют,
желтеют, желтеют.
4. - 14 т. Сокровищ полны,
Сокровищ полны корабли
Дерзают (5 р.) в море за тобою;
Дерзают в море (2 р.) за тобою;
5. - 10 т. Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земле.
Ты сыплешь по земле щедрою рукою,
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земле.
6. - 9 т. Отрада, отрада, коль ты полезна,
коль ты красна.
7. - 14 т. Возлюбленная тишина.
Коль ты полезна, коль ты красна.
| На вступлении выход двух дам с гирляндами, они подходят и кланяются царственной тройке на тронах.
1 – Танец 2 дам с гирляндами, они образуют из гирлянд арочку, в которую входит Гречанка.
2. – Танец гречанки
3. – Флора и Помона красиво выводят Олимпийца, представляют его царственной тройке, потом всем зрителям, обходя всю сцену.
4. Начинается более драматическая музыка и сами соревнования. Метание. Также участвует 2-ой олимпиец. Все певцы болею за участников. За 2-ого Олимпийца болеют 2 дамы с гирляндами.
5. – Музыка еще более драматическая. Бег на месте. 2-ой олимпиец также участвует.
6. – Музыка лирическая – победитель понятен, но соревнования (троеборье) продолжаются. Борьба. 2 Олимпийца долго дерутся друг с другом. Флора и Помона радостно обнимают Олимпийца, награждают его венком. 2 дамы с гирляндами утешают 2-ого Олимпийца.
7. – Начальная лирическая музыка. Олимпиец как статуя стоит в центре (как бы на пьедестале). Флора и Помона танцуют вокруг него и перед ним. Заключительная финальная картинка.
|
4. (Хор №3) «Необходимая судьба» (91 т.) – Allegro (вступление и 3-ья часть хора)