Свет: яркий свет только на авансцене

(Выходит из левой кулисы Екатерина Великая в парике в сопровождении Фаворита)

Екатерина: Надобно нам, граф, в Россию пригласить Джузеппе Сарти. Говорят, он в Европе вельми известен. Пусть и у нас потрудится, наших сочинителей научит. У меня, кстати, и либретто для новой оперы, как ты знаешь, уже готово. Про путешествие князя Олега в славный град Константинополь. И торжественные оды Михайло Ломоносова там предусмотрены.
Фаворит: Матушка, уже всё сделано. И Сарти уже в Петербург приехал, и музыку к опере на твое либретто написал, и артисты свои роли уже выучили. Не изволишь ли ознакомиться?
Екатерина: Изволю! Только дела государевы не позволяют мне сейчас всю оперу выслушать. Вы уж мне покажите самое интересное, где олимпийские игры и вирши Михайлы Ломоносова.
Фаворит: Проходи, матушка в ложу (показывает). Не сумлевайся, сделаем, как просишь. Эй, человек, оперу показывай. (Екатерина и Фаворит уходят в правую кулису, и выходит Человек Театра (Альтшуллер), встает впереди перед виолончелисткой.)
Человек Театра: Опера Сартиева «Начальное управление Олега». Опера открывается в первом действии заложением Москвы. К Олегу, князю, приходят посланные от киевлян (Выходит Олег в косоворотке из правой кулисы и выходит из левой кулисы толпа разнообразно одетых, например, в сарафанах и рубахах, наспех накинутых на барочные костюмы, в крестьянских париках и в платочках с женскими косами). Малеева, Лельчук, Котова, Куличкова,– в сарафане с косами и платочками, Дудина, Пополова, Сабурова, Ильина – в сарафанах с кокошиком, Бурыкин, Кухолев, Швецов, Шталкин, Витриченко, Коган – в русских костюмах (рубахи, порты, одетые на барочные штанишки, крестьянские парики, ленточки, у мужчин все надето на барочный костюм без верхнего камзола)
Олег: Здравствуйте, присланные от киевлян.
Толпа: Здравствуй, княже.
Олег: Издалеко шли?
Толпа: Вестимо, да.
Олег: Ну, что ж, присланные, (подумал, почесал репу) ступайте с богом!
Толпа: (недоуменно и друг другу) Мудро молвил, княже! (поклон Олегу, толпа уходит в левую кулису, девушки-киевлянки, басы и Прекраса остаются в сарафанах на всего Сарти, Коган переодевается в Императора).
Человек Театра: На этом первое действие заканчивается (провожает взглядом уходящую толпу). Во втором действии… (Из правой кулисы выбегает Оскольд (Николаев), слева – Игорь (Шапиро, одеты в синие рубахи, волосы подпоясаны ленточкой, останавливаются в 4 метрах друг от друга, протягивают руки друг к другу)
Оскольд: (радостно, друг другу) Игорь!
Игорь: (радостно, друг другу) Оскольд!.
Человек Театра: Игорь и Оскольд сходятся в Киеве. (Игорь и Оскольд собираются броситься друг другу в объятия, но не успевают). Сюда и Прекраса пребывает. (Из левой кулисы выходит Прекраса (Пахомова), идет по линии ближе на метр, чем линия князей, не доходит 1 метр до ближайшего князя. Она одета в бордовый сарафан с душегреей, с шапочкой и платком, Оскольд и Игорь поворачиваются и идут к ней, Прекраса кокетливо с ними переглядывается. Князья тоже улыбаются ей)
Прекраса: Здравствуйте, князья! (Прекраса продолжает кокетничать).
Человек Театра: Здесь от истории отступлено. Прекраса тогда не могла быть в Киеве. (Прекраса с негодованием идет к Человеку Театра, который разводит руками, Прекраса обиженно уходит в левую кулису). Игорь мал бе. Оскольд давно убит уграми. (Оскольд недовольно идет к Человеку Театра). Так что они не могли встретиться (разводит руками). (Оскольд и Игорь обреченно идут друг мимо друга с протянутыми руками, как бы не видя друг друга, повторяя потусторонне дважды «Игорь, Оскольд», и уходят со сцены). Такова историческая правда (показывает на пустую сцену, разводит руками). Третье и четвертое действия совершенно подобны первым двум. Зато в пятом – от истории ни мало не отступлено. Ибо действительно в лето девятьсот седьмое князь урманский Олег в Константинополе был и свой щит на вратах города оставил. (Выходит Олег в кольчуге. Оруженосец (Шталкин) выносит и дает Олегу шлем).
Олег: Я был в восточных и западных землях. Часть жизни провождал на море и войнах по обычаю предков моих. (Оруженосец помогает Олегу надеть шлем). Был в Свен, Дании, Скотландии, везде, где родственники мои, урманские князья побывали. Не доставало мне только быть в сем граде Константинополе, где днесь обретаюсь.

Свет: яркий свет на всей сцене – 100% - яркий солнечный день.

2. (Хор №1) «Коликой славой днесь блистает» - Tempo di Marcia (вступление и 3-ья часть)

12 т. (Оркестровое вступление.) 22 т. Коликой славой днесь блистает. Сей град в прибытии твоем! Коликой славой днесь блистает. Сей град в прибытии твоем! Коликой славой днесь блистает. Сей град в прибытии твоем! Сей град в прибытии твоем! В прибытии твоем! В прибытии твоем! На оркестровое вступление 3 охранника (Бобырь, Крючков, Поваренных) выносят три стула (белый, бордовый, белый) и ставят в левой части сцены по диагонали, но ближе к середине и встают за стульями. Далее выходят альты и басы на правую часть сцены. На окончание оркестрового вступления выходит император Леон и его супруга, императрица Зоя в коронах и бордовых плащах, проходят перед свитой и садятся на крайние стулья. За ними сразу выходит свита (сопрано и тенора) в левую часть сцены. Все поют приветственный хор Олегу. Олег подходит к императору и императрице, здоровается. Его приглашают занять среднее кресло. Он садится. Перед ним Флора и Помона (А. Сильченко и Чудакова) танцуют танец с цветами, а в конце танца дарят букет Олегу, Олег их благодарит.
Леон: В столице сей отныне и при столь замечательном госте, чтобы ничего более не производилось, как только радостные изъявления, беспрестанные игрыпения, пляски, веселости и торжественные пирования.
Олег: Слыхал я, что поныне сохраняется здесь древний обычай представлять позорища перед народом.
Зоя: Сии позорища бывают на ипподроме, тамо они для зрения изготовлены и ныне. (Мастигофор (Кирсанов) – выходит чуть вперед).
Мастигофор: Прикажешь ли, государь, чинить объявление.
Леон: Чини.
Мастигофор: Чиню. В девять сот седьмом, декабря 21-ого дня в присутствии державнейшего Восточного Императора Леона премудрого (все аплодируют, Леон привстает и кланяется), его супруги Императрицы Зои (все аплодируют, Зоя привстает и кланяется) и князя урманского Олега (все аплодируют, Олег привстает и кланяется) на ипподроме будут отправляться древния Греческия игры, как то: рыстание, скакание, ручной бег без орудия и иные гимнастические и феатральные представления.

3. (Хор №2) «Царей и царств земных отрада» (Олимпийские игры – вступление и 7 частей)

Орк. вступление - 3 т. 1. - 10 т. Царей и Царств земных отрада Возлюбленная тишина. Царей и Царств земных отрада Возлюбленная тишина. 2. - 10 т. Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Полезна и красна! 3. - 11 т. Вокруг тебя цветы пестреют И классы на полях желтеют И классы на полях желтеют, желтеют, желтеют. 4. - 14 т. Сокровищ полны, Сокровищ полны корабли Дерзают (5 р.) в море за тобою; Дерзают в море (2 р.) за тобою; 5. - 10 т. Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земле. Ты сыплешь по земле щедрою рукою, Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земле. 6. - 9 т. Отрада, отрада, коль ты полезна, коль ты красна. 7. - 14 т. Возлюбленная тишина. Коль ты полезна, коль ты красна. На вступлении выход двух дам с гирляндами, они подходят и кланяются царственной тройке на тронах. 1 – Танец 2 дам с гирляндами, они образуют из гирлянд арочку, в которую входит Гречанка. 2. – Танец гречанки 3. – Флора и Помона красиво выводят Олимпийца, представляют его царственной тройке, потом всем зрителям, обходя всю сцену. 4. Начинается более драматическая музыка и сами соревнования. Метание. Также участвует 2-ой олимпиец. Все певцы болею за участников. За 2-ого Олимпийца болеют 2 дамы с гирляндами. 5. – Музыка еще более драматическая. Бег на месте. 2-ой олимпиец также участвует. 6. – Музыка лирическая – победитель понятен, но соревнования (троеборье) продолжаются. Борьба. 2 Олимпийца долго дерутся друг с другом. Флора и Помона радостно обнимают Олимпийца, награждают его венком. 2 дамы с гирляндами утешают 2-ого Олимпийца. 7. – Начальная лирическая музыка. Олимпиец как статуя стоит в центре (как бы на пьедестале). Флора и Помона танцуют вокруг него и перед ним. Заключительная финальная картинка.

(Все аплодируют Олимпийцу, Олимпиец отходит к свите, Олег встает)

Олег: К несчастью должен покинуть град сей. При отшествии моем я Щит Игорев на память оставляю здесь: пусть дальнейшие потомки узрят сей щит.
Леон: Во всякое время нарекут тебя мудрым и храбрым.

4. (Хор №3) «Необходимая судьба» (91 т.) – Allegro (вступление и 3-ья часть хора)

(Оркестровое вступление 12 т) 15 т. Необходимая судьба Во всех народах положила (2 р.) Дабы победная труба Унылых к бодрости (2 р.) будила. 3-ья часть хора (17 т.) 4 т. (Оркестровый проигрыш.) 9 т. Унылых к бодрости (2 р.) будила, будила. 4 т. (Оркестровое окончание) Оруженосец Олега выносит из кулис Щит Игорев, вручает его Олегу, Олегу этот щит поднимает, а потом отдает Олимпийцу, Олимпиец со щитом обходит всю свиту на сцене и опять подходит к Олегу. Вдвоем они держат этот щит. На оркестровом проигрыш все разворачиваются к зрителям, выстратвают линейную мизансцену на всю ширину сцены. Поют с пожеланием бодрости всем сидящим в зале. Император и иператрица в центре сцены. В оркестровом окончании все поднимают руки в сторону центрального высоко поднятого Игорева щита.

Свет: выключается по всей сцене на 3 сек и тут же включается

Финальная мизансцена, звучит гонг, аплодисменты, поклоны, все разбегаются в разные стороны. Два стража (Крючков и Поваренных) уносят 2 белых стула, бордовый стул остается на сцене для следующего номера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: