18. Дуэт Эвридики с мухой
Оркестровое вступление (7 т.)
Эвридика:Какая чудесная мушка, как брошка жемчужная ты!
Юпитер: (в сторону) К груди вы меня приколите, и сбудутся наши мечты. Ах, поймайте меня скорей, Вместе будет нам веселей. Ж-ж.
Эвридика:Ты коснулась снова! Где ты? Дай мне знать! Как бы изловчиться и тебя поймать.
Юпитер: Быть должен готов я мою, мою (!) роль сыграть.
Эвридика:Коснулась снова!
Юпитер: Не сказать ни слова, только лишь жужжать.
Эвридика: Как хочу скорее я тебя поймать.
Allegro moderato 3/4
Эвридика:Какое чудное созданье, и нравишься ты мне весьма.
Юпитер: Ж-ж…
Эвридика:Ты скрасить мне тоску смогла бы, ведь здесь, увы, моя тюрьма.
Юпитер: Ж-ж…
Эвридика:Оставайся здесь, дорогая, будь со мной, прошу я тебя. Ах! Я полюблю мушку, я знаю. Не покидай, не покидай! Полюблю тебя я знаю. Ах!
Allegretto 4/4
Юпитер: (в сторону) Моя песнь понравилась ей. Достигну цели я быстрей.
Эвридика:Я поймала и ты моя
Юпитер: Не твоя, не твоя!
Эвридика:Я поймала и ты моя
Юпитер: Не твоя, не твоя!
Эвридика:Как мне поймать тебя, поймать тебя не знаю!
Юпитер: (в сторону) Лови меня, лови скорее, дорогая!
Эвридика:Как мне поймать тебя, поймать тебя не знаю!
Юпитер: (в сторону) Лови меня, лови скорее дорогая!
Эвридика (одновременно):Сейчас придумаю сюрприз, тебе придумаю сюрприз.
Юпитер (одновременно): (в сторону) Пусть буду я тебе как приз, пусть буду я тебе как приз!
Эвридика:Как простой сачок для мушки возьму вуаль – эту шаль. Долгожданный мой улов.
Юпитер: (в сторону) Но я готов! А я готов! (Сам поддается)
Эвридика:Ах! Её поймала – здесь должна остаться! Её поймала, её поймала! (Держит Юпитера своей шалью)
Юпитер: (в сторону) Ты поймала – не буду я сопротивляться (2 р.)
Эвридика:Пой же, пой же! (2 р.)
Юпитер (одновременно): Ж-ж, ж-ж… Ж-ж, ж-ж… Ж-ж, ж-ж…
Эвридика (одновременно):Ж-ж, ж-ж… Ж-ж, ж-ж… Ж-ж, ж-ж…
Юпитер (одновр.): Да, я твоя! Да, я твоя! Да, я твоя и навсегда! (2 р.)
Эвридика (одновр.):Вот вы моя! Вот вы моя! Вот вы моя и навсегда! (2 р.)
Вдвоем:Навсегда вы моя!
Оркестровое окончание (7 т.)
| Юпитер жужжит и порхает вокруг Эвридики. Поет со словами всегда в сторону от Эвридики. Эвридика заинтригована, возбуждена и доведена до исступления.
|
Эвридика:
| Вот я тебя и поймала, моя крылатая жемчужина. Только посмотрите, какая она красивая! Какая узкая талия! (Юпитер прихорашивается. Она целует его)
|
Юпитер:
| (Падая на колени) Это все будет твоим, если захочешь, моя любимая!
|
Эвридика:
| (Вскакивает) О Боги, она говорит! Помогите!
|
Юпитер:
| Тихо! Я превратился в муху, чтобы найти тебя. Ах, если б я знал о тебе раньше, Плутон не похитил бы тебя. Я бы взял тебя на гору Олимп.
|
Эвридика:
| Юпитер! Царь богов!
|
Юпитер:
| Да!
|
Эвридика:
| Покинуть это гадкое место и увидеть гору Олимп! О, забери меня отсюда!
|
Юпитер:
| Я придумал отличный способ незаметно удрать из ада: нужно пойти на карнавал, который этот дурак Плутон устроил в мою честь! Там под масками нас никто не узнает. Бежим! (Эвридика и Юпитер убегают направо. На банкетку за оркестром с левой стороны, как обезумевший, врывается Плутон с газетой-мухобойкой в руке)
|
Плутон:
| Где она? Где муха? Что это все значит? Предательство! Меня все предали!
|
Свет: свет на всей сцене разгорается, ярко освещена авансцена 100% и банкетка сзади, задник посвечен в страшно-веселеньких зелено-бордовых-фиолетовых мигающих (!) цветах. Желательно и по всей сцене пустить движущийся свет (в стиле дискотеки). Дополнительный свет на Плутона на банкетке за оркестром.
(Все радостно вываливают на сцену, все одеты в маски, у Вакха 2 венка из винограда, все немного пьяны. Образуются 3 диагонали слева и три диагонали справа. Стикс взбегает на правый станок, Черт – на левый, чертенята – на банкетку за оркестром
Все:
| (Кричат во главе с Чертом-Бобырем) Спой, прекрасная вакханка, спой нам твой гимн Бахусу!
|
19. Гимн Бахусу
(Бахус выбирает вакханку, дарит ей второй виноградый венок, они встают в центре авансцены. Первый ряд вокруг центральной пары садится на пол в полукруг на оркестровом вступлении.
Оркестровое вступление (4 т.)
Вакханка: Как этот сок хмельной, не боясь опьяненья,
Мы безрассудно пьем, чтоб свалиться потом.
В сердечной слепоте все до самозабвенья Мы нектар страсти пьем,
Сопрано: Мы нектар страсти пьем
Альты:Мы нектар страсти пьем
Все: Эвоэ, эвоэ!
Вакханка: Эвоэ,
Все: На дне стакана,
Вакханка: Эвоэ,
Все: Ищи покой,
Вакханка: Эвоэ,
Все: Страшись обмана
Вакханка: Эвоэ,
Все: Но пей и пой. Эвоэ, но пей и пой!
Вакханка: Эвоэ,
Все: Но пей и пой.
Вакханка: Эвоэ, Пей и пой, тогда найдешь
Все: Покой.
Оркестровое окончание (9 т.)
| На оркестровое вступление первый ряд-диагональ сопран и альтов слева и справа садятся. Во время пения Плутон высматривает Эвридику, она в маске неотличима от остальных. Чертенята веселятся на банкетке. На начало пения Вакх одевает венок на Вакханку. На оркестровом окончании Вакханка танцует вокруг Вакха.
В финале хорового пения все сидящие протягивают руки в центр круга.
После пения Вакх и Вакханка весело поднимает сидящих дам, мужчины им помогают, и все расходятся к левому и правому станкам. Гугуева и Никитин убегают переодеваться на Общественное мнение и Орфея.
|
Юпитер:
| (В зал) Этот простофиля Плутон не узнал Эвридику: После танца мы сбежим!…
|
Плутон:
| (В зал) Этот дурак Юпитер думает, что я не узнал вакханку…
|
(Все расходятся налево и направо. Чертенята убегают в кулисы за подносами с напитками. Эвридика увлекает Юпитера вперед, Образуется 3 группы: левая и правая гостевая, беседующие и выпивающие, и центральная тройка с Купидоном).
Эвридика:
| А теперь убежим, Юпитер…
|
Юпитер:
| Сейчас наберем побольше воздуха… и улетим
|
Плутон:
| (Вставая у них на пути) Куда?
|
Эвридика:
| Ой!
|
Юпитер:
| Чего хочет этот наглец?
|
Плутон:
| Ах! Проявить немного достоинства, если не возражаете. Ты думаешь, я не знаю, что здесь происходило последние два часа? Ты думаешь, что под одеждою вакханки я не узнал женщину…
|
Юпитер:
| Которую, как ты сказал, ты не крал!
|
Плутон:
| Что ж, да, я украл ее. Но очень сожалею об этом!
|
Эвридика:
| Что-о-о?
|
Плутон:
| Ты обошлась со мной так же, как со своим мужем. Ты перевернула весь мой ад вверх дном. Ты…
|
Юпитер:
| (Смеясь) А чего ты хотел от настоящей женщины?
|
Плутон:
| О, ты смеешься! Хорошо смеется тот, кто смеется последним!
Это превосходная шутка, но ты не уйдешь с ней отсюда!
|
Юпитер:
| И кто мне помешает, если я захочу…
|
Плутон:
| Кто? Ты сам!
|
Юпитер:
| Что он имеет в виду?
|
Плутон:
| Как насчет мужа, который пришел за Эвридикой, нашего любимого муженька?
|
Эвридика:
| Мой муж! Я совсем забыла о нем.
|
Юпитер:
| И я тоже.
|
Плутон:
| Ах! Я отомщен! Ты не мне вернешь Эвридику, а ее маленькому трубадуру…
|
Юпитер:
| Проклятие! Зачем я это пообещал? (тихо Купидону)
Купидон, как мне выпутаться из этого положения?
|
Купидон:
| (Тихо) Слушай, у меня есть чудесная идея, как помешать Орфею.
(Шепчет Юпитеру на ухо. Слышно пение Орфея за сценой)
|
Юпитер:
| (Смеясь вместе с Купидоном) Неплохо!
|
20. Ария Орфея
Потерял я Эвридику, Нежный цвет души моей… Рок суровый, беспощадный!
Скорби сердца нет сильней (2 р.).
| Общественное мнение выводит Орфея из правой кулисы. Все обращают свой взор на Орфея
|
(Юпитер ставит Орфею известное условие возвращения ему Эвридики. Но Юпитер мухлюет – посылает молнию и гром Орфею вдогонку. Тот, как музыкальный человек, инстинктивно оборачивается. И Эвридика остается в Подземном Царстве. Бал продолжается).
Орфей:
| (Равнодушно и обреченно) Да, ты убедила меня. Несмотря на ее измену, она моя жена.
(Оглядываясь на Общественное мнение) Я буду молча сносить ее капризы. Могущественный царь…
|
Юпитер:
| Не надо! Избавь нас от речей! Я знаю о чем молит твоя душа! Я верну тебе твою жену. Однако, есть одно условие. Отправляйся из ада и … не оборачивайся,
а твоя жена последует за тобой. Если же ты обернешься и посмотришь на Эвридику, она покинет тебя, и на этот раз навсегда!
|
Плутон:
| (Взбешенно) Но это несправедливо!
|
Юпитер:
| Иди, Эвридика последует за тобой. И не оглядывайся!
|
Общ. Мнение:
| Не оглядывайся! Смотри на 15 шагов впереди себя! Мой друг, думай о земле, которая нас ждет. (Первым идет Общественное Мнение, затем Орфей, последней идет Эвридика, все еще ведомая Стиксом. Все обходят оркестр против часовой стрелки и всходят на станки)
Свет: когда Орфей с Эвридикой заходят на кушетки, они дополнительно подсвечиваются на станках
|
Юнона (Куличкова):
| Какое горькое испытание для мужа! Обернется он или нет?
|
Юпитер:
| Должен ли я праздно полагаться на его любопытство?
|
Общ. Мнение:
| Прекрасно! Все идет превосходно! Мы победили!
|
Юпитер:
| Он не обернулся? Какая досада! Я метну молнию!
Свет: с ударом тарелок дирижера яркая белая вспышка, потом гаснет на 1 сек, и возвращается прежний.
(Раздается громкий звук удара тарелок. Юпитер посылает электрический разряд в сторону Орфея. Орфей внезапно оборачивается, словно его толкнули. Эвридика исчезает – сбегает со станков).
|
Боги:
| Ах!
|
Общ. Мнение:
| Что ты наделал, несчастный?
|
Орфей:
| Это случилось помимо моей воли!
|
Плутон:
| Ты навсегда потерял ее! Теперь она останется со мной!
|
Юпитер:
| Нет, нет, со мной. (Плутон и Юпитер тянут Эвридику в разные стороны)
|
Эвридика:
| (Вырывается и бросается к Вакху) Ах! Бахус, моя ветренная душа не смогла вынести земного счастья. Она жаждала тебя, божественный Бахус! Приветствуй свою жрицу!
|
Свет: яркий 100% на всей сцене
21. Адский галоп.
Оркестровое вступление(43 т.)
Все(32 т.):1. В аду бал оригинален, адски танцевален.
До сих пор не знали, как хорош галоп в аду!
Бал оригинален, адски танцевален. Как хорош галоп – галоп в аду!
2. Плясать будем до упаду, так в аду и надо.
В этом вся отрада, тра ля, ля, ля, ля, плясать!
Будем до упаду, так в аду и надо. В этом вся отрада, да, да, да!
Оркестровый проигрыш(23 т.)
Все:Ля-ля-ля…. (31 т.)
Оркестровое окончание(5 т.)
| На орк. вступление все, смеясь и обмениваясь шутками, разбредаются по сцене, чертенята выносят подносы с напитками, обносят гостей, потом собирают бокалы и уносят их за кулисы. Выстраивается мизансцена в 2 ряда: первый женский, второй – мужской, слева – сопрано и тенора, справа – альты и басы.
1-ый куплет – поем в зал.
2-ой куплет – мужчины снимают и надевают головные уборы правой рукой или просто имитируют это движение. Девушки двигают руками с юбкой направо-налево и коленками вперед назад с чередованием.
На оркестровый проигрыш под рук. Малеевой бег женщин вокруг оркестра против часовой стрелки и возвращение в прежнюю мизансцену. Мужчины в это время снимают и надевают «шляпы». Трое на канкан выходят перед линией женщин на полтора метра.
На «ля-ля-ля» все в правую сторону – мужчины снимают и надевают головные уборы правой рукой и поднимают левое колено, у девушек канкан левой ногой (у передней тройки) или поднимают левое колено (8 т.), потом в левую сторону нога правая (7 т.),
Одновременно на «ля-ля-ля» из левой кулисы выскакивают чертенята и танцуют через всю сцену за тройкой, но перед линией девушек, в правую кулису (15 т.).
Потом женщины вперед 4 шага с правой (2 т.) и назад, захватывая тройку (2 т.), потом женщины и мужчины то же самое движение вперед (2 т.) и назад (2 т.).
Потом из левой кулисы выскакивают чертенята и встают перед девушками (8 т.).
На оркестровое окончание все срывают маски, шляпы и бросают их вверх, ловят.
|
(Финальная картинка – руки вверх, в руках маски и шляпы, аплодисменты, поклоны, все с визгом разбегаются. Гонг).