Методика формирования орфографического навыка правописания безударных окончаний разных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола)

Орфаграфический навык – автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности, в условиях протекания её в письменной форме.

И.СУЩ. Заключительный этап (4 класс): основная цель: научить писать безуд падежные окончания И.С. Шаги в реализации этой цели: а) знакомство со склонениями сущ в ед., как изменением по падежам. Дети узнают что сущ изменяются по вопросам в зависимости от связи с другими словами в предложении. Такое изменение наз-ся изменением по падежам или склонением. Вводится таблица падежей. Падеж/вопрос/предлоги. Значение падежей Р.п. – материал. Т.п. – орудие, которым творят, выполняют действие. П.п. - употребляется только с предлогами. Синтаксическая функция – сущ в И.п. явл – подлежащим. Сущ в косвенных падежах – второстепенный член предложения; б) знакомство с 3 скл сущ. вводятся сведения о том, что сущ бывают трех склонений и с помощью опорных таблиц фиксируются какие сущ относятся к 1,2,3 скл. Вводится памятка для определения скл у сущ: определить род, выделить окончание, определить скл; в) с учетом результатов первых двух шагов дети учатся писать безуд падежные окончания сущ ед.ч. рука – 1скл, плечо-2скл, кисть – 3 скл.

ГЛАГОЛ: Заключительный этап – 4 класс

Цель: сформировать орфографический навык правописания безуд. личных окончаний глагола.

 Повторение изученных гл. (изменение по числам, временам, постановка вопроса, инфинитив)

Примечание: перед темой гл. в 4 кл. изучали тему местоимение. Где дети узнали о личн. местоим., научились определять их число и лицо.

Лицо Ед.ч. Мн.ч.

1л Я Мы

2л Ты Вы

3л Он, она, оно они

 Знакомство с изменением гл. по лицам и числам т.е. спряжения. Детям предлагаются 2 гл. в наст.вр (иду, говорю) и 3 гл. в буд.вр. (принесу, решу)- гл. должны быть с ударным окончанием.

Дети наблюдают, что гл. в наст. и буд. вр. изменяются по лицам и числам. Учитель сообщает, что такое изменение наз-ся СПРЯЖЕНИЕ. Важно научить детей спрягать гл. с ударными окончаниями; определять лицо и число гл. по местоим. Окончанию.ПР. вечером мы (что делаем?)смотрим телевизор. (1л. Мн.ч)

Учатся писать Ь в окончаниях глаголов 2л.ед.ч.

 Знакомство с 1 и 2 спряжением гл. дети заметить, что в оконч. Либо гласная Е, И. Е –ут, ют. И –ат, ят.

Дети учатся определять спряжение гл. по окончанию. ПР. молчат (что делают?)- 3л.мн.ч. 2 спр., поет (что делает?)- 3л. Ед.ч. 1 спр.

Полезные считаются упр-я, когда реб-к ставит гл. в 3л. Мн.ч. ПР. колет -3л.ед.ч. 1спр.; колют – 3л.мн.ч. 1 спр.

 Можно познакомить с разноспрягаемыми гл. (хотеть, бежать).

Распознавание спряжения гл. с безуд. окончанием по Инф. На этом этапе перед детьми ставится орфографическая задача. ПР. Папа колет (наст. вр. 3 л. Ед.ч)

- по вопросу папа (что делает?)колет;

- можно проверить ударным окончанием гл. того же спряжения;

- в данном спр. Узнаемпо инф. На ИТЬ – 2 спр. -АТ, -ЯТ – И. не на ИТЬ – 1 спр. -УТ, -ЮТ – Е.

Начальная форма- (что делать?) колоть -1спр.

Через несколько уроков вводиться так называемые ИСКЛ 11гл искл – 4 на АТЬ, 7 на ЕТЬ.

Дети их должны запомнить, заучить. Дети должны понять что ИСКЛ будут не только эти 11 гл., но те гл., которые от них образованы. С учетом гл. искл усложняется алгоритм решения орфорграфич. Задачи (алгоритм для безуд. окончаний)

1). Определить время, лицо, гл.

2). Поставь в н.ф. и посмотри на что он оканчивается на ИТЬ – 2 спр.- пиши И – АТ, -ЯТ.

Не на ИТЬ – входит ли в гл. искл ----да, входит – 2 спр- И –АТ, -ЯТ. Нет, не входит – 1 спр- Е – УТ, _ЮТ.

И.ПРИЛ. 4.заключительный этап – 4 класс основная цель – сформировать орфографический навык безуд падежных окончаний прил в ед и мн.ч.

Склонение И.П. м и ср.р.:

И.п. какой – ИЙ, ЫЙ, ОЙ. Какое – ОЕ, ЕЕ; И.п. ед.ч. м.р. – это начальная форма имени прил. В данной форме окончания ЫЙ и ИЙ не совпадают с окончанием в вопросе (какой?)→ окончание надо запомнить!

Р.п. какого? –ОГО, ЕГО. Акцент на согл звук, который произносится в окончании и как он обозначается на письме.

Д.п. какому? – ОМУ, ЕМУ.

Т.П. и П.п. каким? – ЫМ, ИМ. Каком? – ОМ, ЕМ. Дети узнают по каким признакам можно определить Т. И П.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: