Международно-правовая кооперация Швейцарии с Европейским союзом (ЕС) - один из наиболее острых и актуальных вопросов в современной Швейцарии. Находясь в центре Европы и поддерживая с ЕС теснейшие отношения, Швейцария стоит сейчас перед исторической проблемой сочетания своей правовой самостоятельности (а также институтов прямой демократии) с объективной необходимостью унифицировать свое право с правом ЕС.
Сотрудничество Берна и Брюсселя формируется в настоящее время на основе двух пакетов "билатеральных" (двусторонних) договоров, которые являются фактически заменой полноценного членства Швейцарии в ЕС (вступили в силу соответственно в 2002 и 2005 гг.). Со своей стороны Швейцария является членом "Европейской ассоциации свободной торговли" (ЕАСТ/EFTA), созданной 4 января 1960 г. как альтернатива учрежденному в 1958 г. единому Европейскому экономическому пространству.
Когда-то участниками ЕАСТ были Великобритания, Дания, Португалия, Швейцария, Швеция, Австрия и Финляндия. Все изменилось в 1990-е гг. после создания современного Евросоюза. ЕС дал уникальную возможность объединить процессы экономической интеграции с развитием институтов демократии. Швеция, Австрия и Финляндия провели референдумы и решили войти в ЕС, покинув ЕАСТ. Норвежские подданные приняли противоположное решение, подключившись, впрочем, к Шенгену.
|
|
Швейцария так же провела плебисцит по поводу вхождения в экономические структуры ЕС, однако референдум был плохо подготовлен, и 6 декабря 1992 г. минимальным преимуществом победу одержали противники вступления в Общий рынок. Тем самым ЕАСТ превратилась в сообщество малых стран (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), при этом каждый из членов этого избранного клуба по своему строил отношения со все более могущественным Евросоюзом.
В то время как Исландия, Норвегия, и даже Лихтенштейн, приняли решение о присоединении к экономическим структурам ЕС, Швейцария пошла долгим и трудоемким путем заключения с Брюсселем "билатеральных соглашений" (двусторонних договоров, регулирующих те или иные сферы сотрудничества). В последнее время в Швейцарии ведется активная общественная полемика на предмет "плюсов" и "минусов" членства в ЕС.
Представители бюргерского политического лагеря и лидеры швейцарской экономики считают, что "билатеральный" формат отношений был и остается единственно верным способом кооперации с Евросоюзом. Сторонники вступления Швейцарии в ЕС, представляющие, прежде всего, левый политический фланг, указывают на то, что не существует 100-процентной гарантии того, что условия, при которых "билатеральный" путь сохраняет свою выгодность и адекватность, навсегда останутся неизменными.
|
|
Каковы эти условия? Во-первых, Швейцария должна иметь возможность участвовать в процессе выработки правовых решений по любому вопросу, касающемуся двусторонних отношений ЕС и Швейцарии. Во-вторых, Евросоюз сам должен быть готов и дальше следовать по "билатеральному" пути. В-третьих, рамочные экономические условия должны оставаться выгодными для Швейцарии. Встает вопрос: как долго все эти три условия будут выполняться одновременно?
Что касается первого условия, то в настоящее время Швейцария, в самом деле, может в отдельных случаях, например в рамках Шенгенского соглашения, принимать участие в организации тех или иных процессов, однако полноценно определять то, как эти процессы должны выглядеть, Швейцария не может.
А вот Евросоюз уже сейчас очень активно влияет на ход политических процессов в Швейцарии. В период с 2004 по 2007 г. практически каждый второй вопрос, стоявший на повестке дня парламента Швейцарии, так или иначе был связан с Европейским Союзом. При этом в 15% случаев парламент Конфедерации принимал решения, фактически перенимая право ЕС. Интересно, что этот показатель, например, в Австрии, находится примерно на таком же уровне.
Евроскептики в Швейцарии утверждают, что эти 15% не следует переоценивать, поскольку речь в данном случае идет о всего лишь второстепенных правовых нормах, тогда как главные вопросы, касающиеся экономической, социальной и налоговой политики, все еще находятся в суверенных швейцарских руках.
И тем не менее Федеральный совет в своем "Внешнеполитическом докладе" 2009 г. делает вывод о том, что "пространство для автономной политики Швейцарии становится все более узким". В связи с этим, по мнению Правительства, Берн должен подумать о том, как ему закрепить за собой более активные права на участие в принятии действительно важных правовых и политических решений в рамках Евросоюза.
Однако добиться этого будет очень нелегко. И здесь мы касаемся второго условия. В последние месяцы ЕС значительно ужесточил свой тон в диалоге со Швейцарией. Брюссель уже не довольствуется просто тем фактом, что Швейцария явочным порядком, в рамках тех или иных соглашений, вводит у себя части европейского права. Евросоюз хотел бы, чтобы в будущем Швейцария вводила у себя целиком все вновь сформированные нормы европейского законодательства. Причем одновременно Брюссель готов даже поставить в будущем на карту все здание "билатерального" диалога, отказавшись от него в случае, если Швейцария не пойдет на поводу у ЕС в правовой сфере.
Федеральный совет пока не согласен с таким "автоматизмом", делая ставку на другую модель: Швейцария будет иметь право высказывать свои пожелания перед принятием той или иной правовой нормы и отказываться от тех ее положений, которые не будут отвечать интересам Берна. При этом, правда, он должен быть готов к мерам воздействия со стороны ЕС и даже к санкциям. Окончательное решение в этом случае будет принимать независимый арбитражный суд. От нахождения общей позиции в этом вопросе стороны, что неудивительно, пока довольно далеки.
Наконец, вопрос третий - рамочные экономические условия должны оставаться выгодными для Швейцарии. Выгодны ли они сейчас? Сторонники вступления в ЕС ставят здесь большой знак вопроса. По их мнению, мировой финансовый кризис в целом ухудшил экономические условия в мире, и где же еще спасаться Швейцарии, как не в ЕС?
Противники вступления Швейцарии в ЕС говорят, что как раз в период кризиса Швейцарии как никогда необходимы своя суверенная валюта и независимый Центральный банк (ЦБ). Беспристрастный анализ показывает, что все три условия продолжения "билатерального" формата сотрудничества Швейцарии с ЕС вряд ли останутся вечными константами. Вопросов они вызывают уже немало и особенно сейчас.
|
|
Однако, сколь бы ни были темны перспективы "билатерального пути", вопрос вступления Швейцарии в ЕС станет актуальным только тогда, когда в необходимости такого вступления будет убежден главный игрок - швейцарская экономика. Пока ничто не говорит в пользу такого сценария, даже с учетом кризиса. Ведь система "билатеральных" договоров с Евросоюзом решила, и это надо признать, все основные проблемы, стоявшие перед швейцарской индустрией, по крайней мере, в конце прошлого столетия.
В частности, благодаря вступлению в Шенген и свободной циркуляции рабочей силы между ЕС и Швейцарией предприятия в Конфедерации имеют возможность в любое время обратиться к потенциалу трудовых резервов ЕС. Свободная торговля и взаимное признание критериев и норм качества обеспечивают Швейцарии широкий доступ на внутренний потребительский рынок Евросоюза.
Что же думает швейцарская экономика относительно вступления в ЕС? С ее точки зрения оно не принесло бы явных выгод, а вот недостатки присоединения к Евросоюзу очевидны для нее уже сейчас.
Валютное регулирование. Вступление в ЕС рано или поздно привело бы к замене швейцарского франка на евро. В результате швейцарский ЦБ лишился бы возможности гибко менять процентную ставку в зависимости от потребностей экономики страны. Более того, процентная ставка по кредитам ЦБ Швейцарии поднялась бы до уровня ЕС. А в настоящее время именно более дешевые кредиты помогают промышленности Конфедерации не упасть окончательно в пропасть мировой рецессии.
Налоги. Став членом ЕС, Швейцария должна была бы поднять ставку НДС с нынешних семи с небольшим процентов до 15%, т.е. фактически в 2 раза. Чтобы скомпенсировать возросшую налоговую нагрузку, пришлось бы, по всей видимости, лишить кантоны значительной части налогового суверенитета. Однако именно налоговый федерализм служит для швейцарской промышленности гарантом низкого уровня налогообложения.
|
|
Банковская тайна. Уже сейчас под давлением ЕС и США банковская тайна в некоторой степени урезана, хотя ядро и суть тайны остались в неприкосновенности. Однако вступление в Евросоюз привело бы к качественному изменению ситуации: Швейцария была бы обязана перейти к принципу автоматического предоставления налоговой и иной правовой информации по счетам нерезидентов, что превратило бы тайну в свою противоположность.
Рынок труда. В ЕС действуют более жесткие правовые нормы в плане защиты интересов лиц наемного труда (защита от увольнения, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и пр.). Швейцарская экономика не готова принять у себя такие нормы, поскольку она построена на принципе низкой безработицы и гибкого рынка труда: человека быстрее увольняют, но при этом его быстрее опять берут на работу.
Подводя итог, укажем, что Швеция вступила в свое время в ЕС (в 1994 г.) не по политическим соображениям, а фактически от отчаяния. Год спустя Австрия последовала за Швецией - но только потому, что тем самым Вена стремилась "проломить" затор на пути необходимых общественных и структурно-экономических реформ. Точно такие же соображения (кризис, едва не поставивший страну на грань государственного банкротства) толкают к вступлению в ЕС и Исландию.
По мнению аналитиков, для того, чтобы принять решение о вступлении в ЕС, Швейцария должна с экономической точки зрения оказаться в безвыходном состоянии, сравнимым с банкротством швейцарского национального авиаперевозчика "Swissair" в 2004 г. Однако пока, при всех кризисных явлениях, Швейцария астрономически далека от такого сценария, а значит, и от вступления в Евросоюз.