Из истории научных исследований в Казахстане

Полвека прошло с того дня, когда состоялось торжественное открытие Академии наук, ставшей координатором научно-исследовательских работ в Казахстане. В первые же годы после ее создания Академия развернула широкие научные изыскания по освоению богатейших природных ресурсов; установила связи с производством; вносила свой весомый вклад в развитие производительных сил страны.

Научное изучение истории и этнографии казахского народа и региона имеет историческую традицию. Начало ей было положено еще в XVII в. трудами видных российских и европейских ученых И.К.Кириллова, В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и др.

С середины XIX в. важную роль в развитии исторических исследований на территории региона начинают играть высокообразованные представители казахского населения. Одним из первых исследователей-казахов был Ч.Валиханов. Его исследования – весомый вклад в разработку многих актуальных проблем этнической истории, материальной и духовной культуры казахского народа.

На рубеже XIX-XX вв. казахстанская тематика стала занимать видное место в исследованиях российских историков, экономистов, этнографов того времени. Благодаря трудам А.Е.Алекторова, А.Х.Диваева, Г.Н.Потанина, А.Н.Букейханова и других ученых вопросы науки стали широко освещаться на страницах местной и центральной периодики, в российских энциклопедических изданиях. Так, 1 том энциклопедии «Россия. Полное географическое описание» (1903 г.) был посвящен Киргизскому (Казахскому) краю. Том содержал характеристику строения земной коры; растительного и животного мира; населения, этнографического состава, быта и культуры; промыслов и занятий населения; путей сообщения.

Действительное становление науки Казахстана произошло в ХХ в., когда сформировался многочисленный отряд национальной научной интеллигенции, организационно структурно выросли три ветви науки – академическая, отраслевая, вузовская. В 1919-1920 гг. в Казахстане начались исследования Эмбенского нефтеносного района, Карагандинского угольного бассейна, Голодной степи, Муюнкумов. Здесь работали маршрутные экспедиции, одну из которых возглавлял ученый-геолог И.М.Губкин. В крае проводились важные исследования быта, расселения и истории народов и племен, издавна населявших территорию республики. Одним из организаторов науки в Казахстане был просветитель-ученый, видный общественный деятель А.Байтурсынов, который в 1921 г. был первым председателем Академцентра, в 1922-1925 гг. – наркомом просвещения Казахстана.

Южные районы Казахстана исследовали ученые Туркестанского университета в Ташкенте. Их работа главным образом была связана с сельским хозяйством. Это плодово-ягодная станция в Семиречье, Краевая станция защиты растений и др.

По решению правительства и Министерства просвещения Казахстана в 1934 году был открыт первый технический вуз – горно-металлургический институт, целью которого была подготовка кадров для промышленности, для поиска, разработки и переработки полезных ископаемых.

Большое научное и народнохозяйственное значение имели исследования геологов по выявлению запасов угля, нефти и цветных металлов, раскрытию закономерностей и особенностей геологической структуры Казахстана, созданию научной базы для дальнейшего прогнозирования месторождений полезных ископаемых. Геологами выявлены месторождения высококачественных фосфоритов Каратау; интенсивно изучают гидроресурсы региона. Большой вклад в развитие науки Казахстана в этом направлении внес К.И.Сатпаев.

В 1941 г. учеными республики было внесено около сорока практических предложений оборонного и народнохозяйственного значения. В тяжелых условиях военного времени ученые отдавали все свои силы обеспечению фронта.

В настоящее время ученые трудятся над проблемами добычи и переработки цветных и черных металлов, производства стройматериалов, химической технологии, энергетики, водоснабжения и очистки вод, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, экологии и здоровья. (По материалам печати)

& § 9. Научный текст

N 9.1. Прочитайте текст. Расскажите, какие признаки текста вы знаете? В какой форме преимущественно существует текст? На какие группы делят научные тексты? Какие жанры представлены в каждой из этих групп? Что представляет собой сложное синтаксическое целое в тексте и чем оно отличается от абзаца? Охарактеризуйте цепную и параллельную синтаксическую связь в тексте.

Учебный (научный) текст всегда раскрывает содержание определенной темы. Основные признаки текста – это единство темы, относительная законченность высказывания, связность и целостность.

Текст принадлежит преимущественно письменной форме речи, а его устная форма (лекция, например) выступает как вторичное образование. Заголовок текста отражает основную его тему.

Для удобства научные тексты делят на три группы.

I группа – малые формы. Сюда относятся аннотации, резюме, краткие рецензии, тезисы докладов, рефераты работ, короткие энциклопедические статьи и прочие краткие сообщения разного рода.

II группа – средние формы. К ним относятся три типа статей: узкоспециальные статьи, общие (теоретические) статьи, обзорные статьи. Кроме того, доклады, развернутые рецензии, энциклопедические статьи, отдельные лекции, юбилейные статьи.

III группа – крупные формы. К ним принадлежат руководства, справочники, специальные словари, учебники, курсы лекций, общие сводки, монографии, коллективные монографии.

Говоря о научном тексте, следует обратить внимание на сложное синтаксическое целое. Под сложным синтаксическим целым подразумевается такое сочетание тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, которые относительно полно выражают содержание определенной микротемы текста.

Предложение вне контекста, как правило, не вполне закончено. Оно приобретает полный смысл лишь в речи. В отличие от предложения сложное синтаксическое целое, извлеченное из контекста, не меняет своего смысла. Например: Особо важными были исследования Менделеевым взаимоотношений между атомными весами различных элементов. Изоморфизм, удельные (или атомные) объемы, формы кислородных соединений и отношения в атомных весах - это были «четыре стороны дела», по выражению Менделеева, которые характеризовали будущий закон периодичности и вместе с тем те пути, двигаясь по которым, Менделеев неуклонно приближался к его открытию.

В сложном синтаксическом целом между предложениями встречаются два вида связи – цепная и параллельная.

При цепной связи предложения как бы цепляются одно за другое. Они тесно взаимосвязаны по смыслу, а также лексически, грамматически, интонационно, а также раскрывают одну микротему: Нефтегазопроявления – следы нефти и продуктов ее превращения, выходы горючего газа, наблюдаемые на поверхности Земли или при бурении скважины. К видимым проявлениям относятся струйные истечения нефти, пленки на поверхности воды, выходы коренных пород, насыщенных нефтью или вязкими и твердыми битумами, скопления асфальта, озокерита, выходы горючего газа и др.

При параллельной связи предложения не цепляются одно за другое. В них дается описание ряда одновременно происходящих или сменяющихся явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Для таких предложений характерен структурный параллелизм, то есть строятся они одинаково: В лаборатории ацетилен получают при действии воды на карбид кальция. В промышленности ацетилен получают путем разложения метана. Цепная и параллельная связь могут сочетаться в одном и том же синтаксическом целом.

Сложное синтаксическое целое нельзя смешивать с абзацем. Это единицы разных языковых уровней. Абзац – не синтаксическая, а композиционно-стилистическая единица.

В правильно организованном тексте абзацные фразы заключают в себе главные мысли всего текста.

Иногда абзац и сложное синтаксическое целое совпадают по своим границам. Бывают случаи, когда сложное синтаксическое целое делится на несколько абзацев. Однако чаще всего абзац включает в себя два и более синтаксических целых.

¿ 9.2. Прочитайте рубрику «Композиция научного текста» на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.1. Какие элементы выделяются в академическом научном тексте? Как влияет композиция научного текста на характер его восприятия?

¿ 9.3. Прочитайте рубрику «Как составить план к тексту?» на web-странице http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_81. Расскажите, какие виды плана вам известны.

& § 10. Типы монологической речи

N 10.1. Прочитайте текст. Запишите в тетради определения слов, выделенных курсивом.

Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По способу изложения информации выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это рассказ о развивающихся, происходящих последовательно действиях или событиях. Отличительная особенность повествования – его динамичность.

Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только и др. В научных текстах повествование обычно встречается: а) в биографических справках о выдающихся ученых; б) в рассказах об истории научных открытий; в) в описании истории страны и др.

Описание – это рассказ, в котором перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета / явления / события. Отличительная особенность описания – его статичность. Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым и художественным. Текст-описание обычно встречается: а) при описании химической реакции, физического (технологического) процесса, состава (свойства) вещества; прибора (установки, машины); схемы рисунка; б) при характеристике (описании) научного закона, предмета, научного открытия; в) при описании (характеристике) человека, предмета или явления, страны, города, района, вуза, какого-нибудь события и др.

Рассуждение – это рассказ, в котором говорится о причинах событий, свойств или явлений. В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис или утверждение, которое надо доказать; 2) обоснование высказанной мысли сначала в общей форме (аргументы), затем в виде примеров; 3) вывод. Формальные признаки рассуждения: 1) причинно-следственные конструкции; 2) союзы потому что, так как, ибо; 3) вводные слова: таким образом, итак, следовательно и др.

¿ 10.2. Прочитайте текст «Учимся рассуждать... Зачем? О чём? Как?» http://www.svetozar.ru/index/id/51616/index.html. Расскажите, как следует составлять текст рассуждения, план рассуждения?

& § 11. Тезисы, их виды

N 11.1. Прочитайте текст. Перескажите его содержание.

Тезисы необходимы для предварительного ознакомления с основными положениями доклада, сообщения, статьи, исследования. Очень лаконично, почти телеграфным стилем, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого текста объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Основная цель тезисов – в очень сжатой (до самого минимума) форме изложить только основные итоги исследования (статьи, доклада и т.п.). Если есть возможность опубликовать развернутые тезисы (примерно 4-5 страниц машинописного текста), то можно дать более подробное описание «центральной идеи».

Процесс составления тезисов представляет собой свертывание (компрессию) научной информации (основной процесс аналитико-синтетической переработки материала), направленное на то, чтобы выявить и выбрать из содержания материала наиболее существенную информацию и представить ее в краткой форме по принципу «минимум знаков – максимум информации». Проводится синтез информации, ее логическое комплексирование, обобщение, поиск емких и точных средств и форм ее представления.

Компрессия текста достигается за счет устранения избыточной информации, уменьшения (исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний. В тексте тезисов не используются дополнительные средства активизации внимания (типа «Важно отметить, что…», «Заметим, что…» и др.), риторические вопросы, фразеологизированные сочетания и иностилевые элементы.

Для сокращения текста могут использоваться и такие приемы: слияние 2-3 абзацев в один, что дает экономию не менее 1 строки; расположение в подбор через точку с запятой перечислений по пунктам или отделяемых друг от друга дефисом каждый раз с новой строки; совмещение 2-3 фраз в одной, перестановка местами отдельных предложений или их частей, сокращение длины предложений.

Очень полезны с точки зрения нетекстовые средства компрессии: использование аббревиатур и буквенные обозначения терминов (символы).

@ 11.2. Прочитайте текст и запишите тезисы к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: