Внутрифирменные экономические отношения

Экономические методы предназначены для воздействия на экономические отношения. Любое из общественных отношений, и, прежде всего экономическое, есть отношение между некоторым множеством субъектов по поводу определенных объектов – ресурсов, процессов, условий, и реализуется в той или иной конкретной форме.

Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство. Взаимоотношения между ними показаны на рис..

 
 


Рис.Взаимоотношения трех видов экономических субъектов

рыночной экономики.

Домохозяйства, образующие в совокупности население страны, входят в организацию как члены и как работники. На этом строятся их взаимоотношения. В свою очередь, организации связаны с государством как налогоплательщики, поставщики, получатели ресурсов и т.д. Наконец, есть прямые отношения между государством и домохозяйствами, выступающими в роли членов общества, граждан и подданных, налогоплательщиков, объектов социальных гарантий и т.п.

Формы, средства и методы, посредством которых регулируются отношения между предприятиями, а также предприятием и государством, с одной стороны, и населением – с другой, можно сгруппировать следующим образом:

общие правила и нормы, определяющие статус экономических субъектов, организационно-правовую форму и, следовательно, самостоятельность административную, хозяйственную, финансовую;

финансовая система, определяющая роль государственного бюджета в развитии производственных систем посредством капвложений;

кредитная система, определяющая поведение предприятий посредством предоставления ссуд, а также процентов по ссудам и вкладам;

налоговая система, определяющая распределение выручки от реализации продукции предприятием;

система ценообразования, определяющая распределение полномочий и порядок установления цен, методы их обоснования и контроля;

система оплаты труда и материального стимулирования, определяющая порядок использования форм и систем оплаты труда в бюджетной сфере и предпринимательском секторе экономики.

Именно государство, его органы управления должны так определять общие правила и нормы, содержание финансовой, кредитной, налоговой систем, а также систем ценообразования и оплаты труда, чтобы максимально стимулировать развитие реального сектора экономики.

Кроме тех условий, которые создает государство для развития производственных систем, убытки и прибыли – основной механизм, посредством которого рыночная экономика отбирает лучшие способы ведения деловых предприятий и отказывается от менее эффективных. Лучшие способы сегодня это те, которые находят новые и новые возможности использования финансовых рычагов, форм и методов для повышения экономической активности персонала, которые обеспечивают реализацию двух очень важных принципов – самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость или безубыточность бизнеса – это уровень производства и сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товаров равняются издержкам, т.е. минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка. В этой связи важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от производственной деятельности.

Приток денег Cash flow показывает, как и в каком объеме предприятие может само себя финансировать. Менеджмент свободен в выборе применения Cash flow. Деньги могут быть использованы для инвестиций, или предприятие выплатит долги, или для выплаты более высоких дивидендов акционерам и премий рабочим.

В развитой рыночной экономике рынок чисто экономическими методами избавляется от хозяйств, не реализующих на практике принципы самоокупаемости и самофинансирования. Реализация же этих принципов возможна при развитой системе внутрифирменных экономических отношений, основу которых составляют отношения собственности. Собственность – это форма, объединяющая все возможности как использования, так и полного распоряжения, включая возможность передачи на известных условиях ресурсов в пользование и распоряжение другим субъектам. Отношения собственности формируются прежде всего теми реальными условиями, в которые поставлен работник, возможностями его влияния на организацию производства, распределения и использования результатов труда.

В современных условиях используются различные формы собственности, а значит могут быть рассмотрены различные модели системы внутрифирменных экономических отношений. На рис.. представлена одна из возможных моделей системы внутрифирменных экономических отношений, включающая в себя три субъекта – собственника (частное лицо, государство, акционеры в зависимости от организационно-правовой формы), менеджмент предприятия и наемных работников.


Рис. Система внутрифирменных экономических отношений.

Частная собственность является необходимой предпосылкой для способности рынков функционировать. При этом к частной собственности предприятия относятся имеющиеся у него средства производства, а также произведенные с их помощью результаты (прибыль или убыток). Собственник как субъект внутрифирменных экономических отношений может быть физическимили юридическим лицом, отвечающим имуществом по своим обязательствам. Возможность присвоения полезного результата в сочетании с ожиданием материальных потерь служит основой побудительных мотивов к эффективному хозяйствованию. При этом собственник, менеджмент предприятия и наемный работник исходят из собственных интересов, целей и приоритетов. И если собственник стремиться к максимизации прибыли, в том числе и за счет экономии на заработной плате, то наемный работник в свою очередь стремиться к максимизации личного дохода и, по крайней мере, нормальным условиям труда.

Владелец, исходя из собственных интересов, целей и приоритетов, ставит задачи и формулирует требования, предъявляемые им к наемным работникам. Менеджмент предприятия, в свою очередь, стремится извлечь выгоду из своего особого положения. С одной стороны, он имеет право распоряжения ресурсами, делегированное ему собственником. Это источник власти и влияния. С другой стороны, менеджер в большинстве случаев такой же наемный работник, как и рабочий или конторский служащий. Менеджер своего рода посредник между трудом и капиталом, призванный обеспечить соблюдение часто противоположных интересов субъектов внутрифирменных экономических отношений посредством использования таких элементов финансовой системы предприятия, как финансовые рычаги и методы, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

К финансовым методам относятся планирование, материальное стимулирование, аренда, самофинансирование и т.д. Финансовые рычаги – это прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, инвестиции, процентные ставки, целевые фонды и т.д.

Использование финансовых рычагов и методов осуществляется в рамках действующего хозяйственного законодательства (правовое обеспечение), на основе информации об изменении цен, процентных ставок, арендной платы и т.д. (информационное обеспечение), и нормативной базы предприятия, регламентирующей расходование персоналом всех видов ресурсов (нормативное обеспечение).

Эффективная работа менеджмента зависит от уровня их подготовки и мотивации управленческого труда. Один из способов заставить управляющих работать в интересах собственника – это включить мощные стимулы труда, привязав их к прибыли компании.

Планирование как экономический метод менеджмента

История отечественного планирования начиналась с борьбы двух школ – генетической и телеологической. Представитель первой из них А.В.Базаров утверждал в 1928г., что «наличие рынка и хозрасчета суть предпосылки всякого возможного планирования». По его мнению, «только рынок позволяет в теперешних условиях создать автоматический контроль над правильностью всех действий, автоматический счетчик, показывающий результаты деятельности каждой отрасли хозяйства, каждого предприятия в отдельности».

В условиях рыночной экономики планирование производства опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюктуры. Таким образом, экономическое содержание планирования как функции управления не вызывает сомнения. В каком случае план из категории «функция» переходит в категорию «экономический метод управления»? В том, например, когда фирма использует в практике планирования такие составляющие планов, как цели, программы, нормативы, сметы и т.д.

Целевое управление – один из полезных инструментов в арсенале средств и методов управления. Такая цель как максимизация прибыли посредством программы Скэнлона или Ракера превращается в мощный экономический стимул для всех работников фирмы [11, с.242, 245].

Программа – это часть плана, определяющая согласованный по срокам, результатам и ресурсному обеспечению комплекс действий исполнителей по достижению поставленной цели. Вместе с тем принятые программы имеют и самостоятельное значение как более конкретные экономические стимулы, увязывающие в единое целое в сознании работников их выполнение и оплату труда.

Еще более точное управляющее воздействие возможно посредством норм и нормативов – расчетных величин затрат рабочего времени, денежных и материальных ресурсов, используемых для планирования хозяйственной деятельности фирмы.

Норма – это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. Измеряется норма натуральными (кг, м, л, кВт.ч и др.), стоимостными (рубли) и трудовыми (человеко-час) параметрами на единицу продукции, а также на выполнение заданного объема работ или на установленный период времени. Таким образом, с помощью нормы, измеряемой натуральными, стоимостными и трудовыми параметрами, регламентируются все расходы, связанные с производством готового изделия.

Норматив – относительный показатель, характеризующий не абсолютную величину, а установленную степень однородных показателей использования производственных ресурсов или характеристику продукции. Нормативы устанавливаются и выражаются в коэффициентах или в процентах.

Нормативная база предприятий включает в себя множество различных норм и нормативов, упорядочение и систематизация которых производится с использованием единых методов нормирования и группировки по различным признакам. За соблюдение и корректировку каждого норматива несет ответственность определенное лицо: рабочий, мастер, инженер, экономист, руководитель цеха или отдела. Обычно, чтобы повысить роль нормативов, заработная плата персонала связывается в той или иной степени с уровнем соблюдения норм, а иногда полностью обусловлена нормативами, например, при сдельной или аккордной формах оплаты труда. Эффективность системы нормирования в таком случае полностью определяется:

объективностью установленных норм и нормативов;

точностью выбора лица, ответственного за их соблюдение;

четкостью и оперативностью учета и контроля.

Сметы – это планы расходования денежных средств. Способность планировать и контролировать действия подчиненных путем составления сметы расходов подразделений настолько важна для любого управляющего, насколько важны для него цели предприятия.

Каждый управляющий должен иметь представление о тех пяти видах смет расходов и доходов, на базе которых производится составление и контроль исполнения бюджета: 1) смета доходов от реализации; 2) смета затрат на приобретение сырья, материалов, комплектующих и товаров; 3) смета текущих расходов; 4) смета капиталовложений; 5) кассовый план.

Управляющий имеет право на любые действия, но в пределах бюджета, и, наоборот, он не имеет права тратить деньги на цели, не предусмотренные бюджетом.

Что необходимо, чтобы планирование стало действенным экономическим методом управления? Значение информации понятно. Если информации о плане нет, то он просто не существует в сознании работников. Простейший способ увеличить информированность – участие самих работников в планировании (принцип участия). Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх», 1/3 – на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование «сверху вниз» вообще отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: