Экономические методы предназначены для воздействия на экономические отношения. Любое из общественных отношений, и, прежде всего экономическое, есть отношение между некоторым множеством субъектов по поводу определенных объектов – ресурсов, процессов, условий, и реализуется в той или иной конкретной форме.
Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство. Взаимоотношения между ними показаны на рис..
Рис.Взаимоотношения трех видов экономических субъектов
рыночной экономики.
Домохозяйства, образующие в совокупности население страны, входят в организацию как члены и как работники. На этом строятся их взаимоотношения. В свою очередь, организации связаны с государством как налогоплательщики, поставщики, получатели ресурсов и т.д. Наконец, есть прямые отношения между государством и домохозяйствами, выступающими в роли членов общества, граждан и подданных, налогоплательщиков, объектов социальных гарантий и т.п.
Формы, средства и методы, посредством которых регулируются отношения между предприятиями, а также предприятием и государством, с одной стороны, и населением – с другой, можно сгруппировать следующим образом:
|
|
общие правила и нормы, определяющие статус экономических субъектов, организационно-правовую форму и, следовательно, самостоятельность административную, хозяйственную, финансовую;
финансовая система, определяющая роль государственного бюджета в развитии производственных систем посредством капвложений;
кредитная система, определяющая поведение предприятий посредством предоставления ссуд, а также процентов по ссудам и вкладам;
налоговая система, определяющая распределение выручки от реализации продукции предприятием;
система ценообразования, определяющая распределение полномочий и порядок установления цен, методы их обоснования и контроля;
система оплаты труда и материального стимулирования, определяющая порядок использования форм и систем оплаты труда в бюджетной сфере и предпринимательском секторе экономики.
Именно государство, его органы управления должны так определять общие правила и нормы, содержание финансовой, кредитной, налоговой систем, а также систем ценообразования и оплаты труда, чтобы максимально стимулировать развитие реального сектора экономики.
Кроме тех условий, которые создает государство для развития производственных систем, убытки и прибыли – основной механизм, посредством которого рыночная экономика отбирает лучшие способы ведения деловых предприятий и отказывается от менее эффективных. Лучшие способы сегодня это те, которые находят новые и новые возможности использования финансовых рычагов, форм и методов для повышения экономической активности персонала, которые обеспечивают реализацию двух очень важных принципов – самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость или безубыточность бизнеса – это уровень производства и сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товаров равняются издержкам, т.е. минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка. В этой связи важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от производственной деятельности.
|
|
Приток денег Cash flow показывает, как и в каком объеме предприятие может само себя финансировать. Менеджмент свободен в выборе применения Cash flow. Деньги могут быть использованы для инвестиций, или предприятие выплатит долги, или для выплаты более высоких дивидендов акционерам и премий рабочим.
В развитой рыночной экономике рынок чисто экономическими методами избавляется от хозяйств, не реализующих на практике принципы самоокупаемости и самофинансирования. Реализация же этих принципов возможна при развитой системе внутрифирменных экономических отношений, основу которых составляют отношения собственности. Собственность – это форма, объединяющая все возможности как использования, так и полного распоряжения, включая возможность передачи на известных условиях ресурсов в пользование и распоряжение другим субъектам. Отношения собственности формируются прежде всего теми реальными условиями, в которые поставлен работник, возможностями его влияния на организацию производства, распределения и использования результатов труда.
В современных условиях используются различные формы собственности, а значит могут быть рассмотрены различные модели системы внутрифирменных экономических отношений. На рис.. представлена одна из возможных моделей системы внутрифирменных экономических отношений, включающая в себя три субъекта – собственника (частное лицо, государство, акционеры в зависимости от организационно-правовой формы), менеджмент предприятия и наемных работников.
Рис. Система внутрифирменных экономических отношений.
Частная собственность является необходимой предпосылкой для способности рынков функционировать. При этом к частной собственности предприятия относятся имеющиеся у него средства производства, а также произведенные с их помощью результаты (прибыль или убыток). Собственник как субъект внутрифирменных экономических отношений может быть физическимили юридическим лицом, отвечающим имуществом по своим обязательствам. Возможность присвоения полезного результата в сочетании с ожиданием материальных потерь служит основой побудительных мотивов к эффективному хозяйствованию. При этом собственник, менеджмент предприятия и наемный работник исходят из собственных интересов, целей и приоритетов. И если собственник стремиться к максимизации прибыли, в том числе и за счет экономии на заработной плате, то наемный работник в свою очередь стремиться к максимизации личного дохода и, по крайней мере, нормальным условиям труда.
Владелец, исходя из собственных интересов, целей и приоритетов, ставит задачи и формулирует требования, предъявляемые им к наемным работникам. Менеджмент предприятия, в свою очередь, стремится извлечь выгоду из своего особого положения. С одной стороны, он имеет право распоряжения ресурсами, делегированное ему собственником. Это источник власти и влияния. С другой стороны, менеджер в большинстве случаев такой же наемный работник, как и рабочий или конторский служащий. Менеджер своего рода посредник между трудом и капиталом, призванный обеспечить соблюдение часто противоположных интересов субъектов внутрифирменных экономических отношений посредством использования таких элементов финансовой системы предприятия, как финансовые рычаги и методы, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
|
|
К финансовым методам относятся планирование, материальное стимулирование, аренда, самофинансирование и т.д. Финансовые рычаги – это прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, инвестиции, процентные ставки, целевые фонды и т.д.
Использование финансовых рычагов и методов осуществляется в рамках действующего хозяйственного законодательства (правовое обеспечение), на основе информации об изменении цен, процентных ставок, арендной платы и т.д. (информационное обеспечение), и нормативной базы предприятия, регламентирующей расходование персоналом всех видов ресурсов (нормативное обеспечение).
Эффективная работа менеджмента зависит от уровня их подготовки и мотивации управленческого труда. Один из способов заставить управляющих работать в интересах собственника – это включить мощные стимулы труда, привязав их к прибыли компании.
Планирование как экономический метод менеджмента
История отечественного планирования начиналась с борьбы двух школ – генетической и телеологической. Представитель первой из них А.В.Базаров утверждал в 1928г., что «наличие рынка и хозрасчета суть предпосылки всякого возможного планирования». По его мнению, «только рынок позволяет в теперешних условиях создать автоматический контроль над правильностью всех действий, автоматический счетчик, показывающий результаты деятельности каждой отрасли хозяйства, каждого предприятия в отдельности».
В условиях рыночной экономики планирование производства опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюктуры. Таким образом, экономическое содержание планирования как функции управления не вызывает сомнения. В каком случае план из категории «функция» переходит в категорию «экономический метод управления»? В том, например, когда фирма использует в практике планирования такие составляющие планов, как цели, программы, нормативы, сметы и т.д.
|
|
Целевое управление – один из полезных инструментов в арсенале средств и методов управления. Такая цель как максимизация прибыли посредством программы Скэнлона или Ракера превращается в мощный экономический стимул для всех работников фирмы [11, с.242, 245].
Программа – это часть плана, определяющая согласованный по срокам, результатам и ресурсному обеспечению комплекс действий исполнителей по достижению поставленной цели. Вместе с тем принятые программы имеют и самостоятельное значение как более конкретные экономические стимулы, увязывающие в единое целое в сознании работников их выполнение и оплату труда.
Еще более точное управляющее воздействие возможно посредством норм и нормативов – расчетных величин затрат рабочего времени, денежных и материальных ресурсов, используемых для планирования хозяйственной деятельности фирмы.
Норма – это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. Измеряется норма натуральными (кг, м, л, кВт.ч и др.), стоимостными (рубли) и трудовыми (человеко-час) параметрами на единицу продукции, а также на выполнение заданного объема работ или на установленный период времени. Таким образом, с помощью нормы, измеряемой натуральными, стоимостными и трудовыми параметрами, регламентируются все расходы, связанные с производством готового изделия.
Норматив – относительный показатель, характеризующий не абсолютную величину, а установленную степень однородных показателей использования производственных ресурсов или характеристику продукции. Нормативы устанавливаются и выражаются в коэффициентах или в процентах.
Нормативная база предприятий включает в себя множество различных норм и нормативов, упорядочение и систематизация которых производится с использованием единых методов нормирования и группировки по различным признакам. За соблюдение и корректировку каждого норматива несет ответственность определенное лицо: рабочий, мастер, инженер, экономист, руководитель цеха или отдела. Обычно, чтобы повысить роль нормативов, заработная плата персонала связывается в той или иной степени с уровнем соблюдения норм, а иногда полностью обусловлена нормативами, например, при сдельной или аккордной формах оплаты труда. Эффективность системы нормирования в таком случае полностью определяется:
объективностью установленных норм и нормативов;
точностью выбора лица, ответственного за их соблюдение;
четкостью и оперативностью учета и контроля.
Сметы – это планы расходования денежных средств. Способность планировать и контролировать действия подчиненных путем составления сметы расходов подразделений настолько важна для любого управляющего, насколько важны для него цели предприятия.
Каждый управляющий должен иметь представление о тех пяти видах смет расходов и доходов, на базе которых производится составление и контроль исполнения бюджета: 1) смета доходов от реализации; 2) смета затрат на приобретение сырья, материалов, комплектующих и товаров; 3) смета текущих расходов; 4) смета капиталовложений; 5) кассовый план.
Управляющий имеет право на любые действия, но в пределах бюджета, и, наоборот, он не имеет права тратить деньги на цели, не предусмотренные бюджетом.
Что необходимо, чтобы планирование стало действенным экономическим методом управления? Значение информации понятно. Если информации о плане нет, то он просто не существует в сознании работников. Простейший способ увеличить информированность – участие самих работников в планировании (принцип участия). Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх», 1/3 – на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование «сверху вниз» вообще отсутствует.