Спортивное Ориентирование

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти за­данное число контрольных пунктов (КП), расположенных на мест­ности.

Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет доволь­но продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались по­чти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого».

В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах начиная с 10 лет и заканчивая 70 и старше, среди инвали­дов), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это спо­собствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физичес­кому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и пони­мать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориенти­рование имеет большое прикладное значение. Умение ориентировать­ся - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необхо­димые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях боль­ших физических нагрузок, быстрая реакция.

Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ори­ентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.

Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики долж­ны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффектив­ности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для даль­нейшего продвижения вперед.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологичес­кие, эстетические, морально-волевые качества.

Главной целью программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством заня­тий спортивным ориентированием.

Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитатель­ных задач:

- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и обще­ственной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачеб­ного контроля;

- повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование технической и тактической подготовки обу­чающихся;

- охрана окружающей среды;

- пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;

- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;

- формирование представлений о межпредметных связях и полу­чение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.

Комплексность программы, рассчитанной на 1-й год обучения, осно­вывается на цикличности и круглогодичном учебно-тренировочно­м процессе. В образовательно-воспитательном процессе «педагог -ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое мес­то занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реали­зации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и при­емов дополнительного образования и воспитания.


В методических рекомендациях даны практические советы по ис­пользованию программы, о том, как строить учебный процесс, ка­кие средства лучше использовать.

Список оборудования включает в себя перечень необходимого сна­ряжения для реализации занятий объединения дополнительного об­разования.

Список литературы представлен разделами - список литературы для детей и список используемой литературы для создания программы.

Первый годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 288 часа, по 8 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 106 часов, на практические 182 часов. Учебный материал рассчитан на повышение уров­ня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и коорди­нации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течение первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить нор­матив 3 юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Организация учебно-тренировочного процесса программой рассчи­тана на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 288 часа, по 8 часов в неделю. Предполагает­ся увеличение объема учебно-тренировочной нагрузки в каникуляр­ное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда обучающиеся направляются в спортивно-оздоровитель­ные лагеря юных ориентировщиков и туристов, в учебные походы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: