Три неспецифичных критерия разграничения видов, вариантов и форм отклоненного развития:
1. Критичность – способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против, выдвигать гипотезы и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.
Некритичность – утрата контроля над интеллектуальными процессами, утеря целенаправленности мышления, нарушение его мотивационного компонента.
Критичность делится на: критичность к своим суждениям, действиям и высказываниям; к своим психопатологическим переживаниям; к себе, к личности.
1) Критичность к своим суждениям, действиям и высказываниям проявляется в функциях:
- Оценочно проверочная функция. Оценка усваиваемой информации, проверка соответствия знаний закономерностям объективной действительности, а также контроль познавательной деятельности, относительно истинности ее результатов, и проверка достоверности знаний.
- Стимулирующая функция. Стимуляция выдвижения гипотез и поиска новой информации.
|
|
- Корректирующая функция. Уточнение зоны поиска информации. В результате чего, может быть достигнуто более быстрое решение проблемной задачи. А кроме того, в силу экономности мышления, человек будет способен охватить широкую систему явлений действительности.
- Прогнозирующая функция. Об оценке на будущее. Проявление при оценке человеком, как своего поведения, так и поступков других людей.
2) Критичность к себе, к оценке своей личности. Понимание человеком своего места в жизни, качеств и недостатков.
3) Критичность к своим психопатологическим переживаниям. Мало задействован в детском возрасте. Важный показатель в предподростковом и в более старших возрастах.
2. Адекватность – соответствие или сходство отображения образа или знания оригиналу. Соответствие чего-то чему-то. Триада правил, обеспечивающая адекватность поведения:
1) Правильная оценка ситуации.
2) Оптимальный выбор последовательности действий в целостном поведенческом акте.
3) Точное и полное исполнение поведенческих актов. В том числе через вовлечение других людей в контекст собственного поведения.
Можно выделить два вида адекватности:
1) Социальная адекватность. Поведение в обществе. Знание социально-психических нормативов и следование им.
2) Личностная адекватность. Личностные особенности способствующие социальной адекватности. А также умение соответствовать ожиданием других конкретных людей, подстраиваться под ожидания.
3. Обучаемость – 1) (в широком смысле) приспособляемость. 2) общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности.
Признаки, свойственные обучаемому ребенку:
|
|
1) Перенос известных способов решения задач в новые условия.
2) Восприимчивость к помощи другого человека. Она может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.
3) Быстрота формирования новых понятий и обобщений. Гибкость мыслительных операций. Способность решения задач разными способами.
4) Наличие памяти на общие понятия и обобщенные знания.
5) Активность ориентировки в новых условиях.
6) Темп деятельности и экономичность. Число шагов, количество материала.
7) Работоспособность и выносливость.
Основные категории специальной психологии.
Компенсация (лат. уравновешивание, уравнивание) - сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потеря равновесия с окружающей средой. Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Анохин, Выгодский, Лурия, Адлер.
Фазы компенсации:
1. Обнаружение того или иного нарушения в работе организма. При этом сигнал нарушения может быть связан как с самим расстройством, так и с его последствием.
2. Оценка параметров нарушения, его локализации и глубины или выраженности.
3. Формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизация нервно психических ресурсов индивида.
4. Отслеживание процесса реализации программы компенсаций.
5. Остановка компенсаторного механизма и закрепление его результатов. Связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Анохин. Описал общие принципы, характеризующие процесс формирования функциональной системы, компенсирующий функциональный дефект.
Функциональная система – это комплекс нервных структур функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени.
Компенсация (по Анохину) – это замена выпавшего звена функциональной системы на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность этой функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Принципы:
1. Принцип сигнализации дефекта. При возникновении нарушения возникает первый толчок к включению соответствующих механизмов компенсационного процесса.
2. Принцип прогрессирующей мобилизации запасных компенсаторных механизмов. Устанавливается соотношение факторов отклоняющих функцию от нормального уровня и факторов определяющих последовательность включения механизмов компенсации. По мере увеличения степени повреждения сигнализация о дефекте может нарастать и тогда в компенсаторный процесс вовлекаются новые области, но в том числе и ЦНС.
3. Принцип обратной афферентации от этапов восстановления нарушенной функции. Информация о восстановлении поступает обратно в центр. По мере эффективной компенсации или устранения самого повреждения состав афферентного импульсного потока поступающего в высшие отделы нервной системы будет меняться. Соответственно, будут выключаться определенные отделы этой функциональной системы, которые ранее участвовали в компенсации или включаться новые компоненты.
4. Принцип санкционирующей афферентации. В головном мозге, особенно в коре закрепляется та последняя комбинация возбуждения, которая определила успех восстановления функций в периферическом органе. Следовательно, образование стабильных комбинаций временных связей и оптимальной компенсации.
5. Принцип относительной неустойчивости скомпенсированной функции. Прочность каждой конечной компенсации в разных случаях будет отличаться и при развитии компенсационного процесса наиболее совершенным для данной ситуации. Компенсационный механизм нередко вытесняет менее совершенный.
|
|
Уровни протекания компенсаторных процессов.
Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.
1. Биологический или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
2. Психологический уровень. Связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе.
Механизмы психологической защиты личности.
Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, – это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Механизмы защиты весьма избирательны. В зависимости от характера проблем, ситуации и личности человека. Они способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внешней ситуации.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Три основных типа – разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание (уход от необходимости самостоятельного решения).
3. Социально-психологический уровень. Предполагает включение межличностных отношений с окружающими и высокий уровень социальной поддержки, мощный уровень компенсации. Социально психологическое благополучие во многом совпадает с термином качество жизни.
3. Социальный уровень. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
|
|
Общие закономерности компенсаторных процессов в ЦНС.
1. Полисенсорность и полимодальность нейронов головного мозга. Многолинейность и многосторонность анатомических связей между различными отделами нервной системы. При разрушении одного из путей связи функцию разрушенного пути берут на себя другие нервные клетки.
2. Пластичность нервных центров, выражающаяся в том, что под влиянием новой по своему составу афферентной сигнализации, поступающей с периферии после повреждения, происходит как бы переучивание нейроцитов: они меняют темп и ритм своей деятельности. В результате меняется и эфферентная сигнализация, благодаря чему нервные центры могут в процессе компенсации принимать на себя новые, не свойственные им ранее функции.
В наибольшей степени пластичность присуща коре головного мозга, которая играет решающую роль в компенсации при значительных повреждениях нервной системы.
Три феномена пластичности:
1) посттетаническая потенциация – длительное облегчение синаптической проводимости, которое обусловлено повторной стимуляцией возбуждающих синапсов. Здесь создаются предпосылки для улучшения процессов переработки информации на сохранившихся нейронах нервного центра, которые начинают работать более активно.
2) доминанта - господствующий очаг возбуждения в ЦНС, подчиняющий себе функции других нервных центров. Доминантное состояние сохранившихся нейронов центра и рассеянных нейронов, участвующих в выполнении той или иной функции, обеспечивает более активную и стойкую деятельность указанных нервных элементов.
3) образование временных связей как важнейшего элемента ВНД также способствует восстановлению нарушенных функций.
Роль коры головного мозга в компенсаторных процессах.
1. Корковые анализаторы чутко реагируют на всякое изменение взаимоотношений организма с окружающей средой.
2. Тонкий анализ новых афферентаций, которые начинают поступать в кору после повреждения.
3. В коре на основе условнорефлекторного синтеза формируются новые, функционально комбинационные центры, обеспечивающие более интенсивное, а нередко и качественно новое использование уцелевших при повреждении эфферентных аппаратов.
Э.А. Асратян выделяет три вида влияния коры, способствующие компенсаторной перестройке нижележащих отделов ЦНС.
1. Нисходящее влияние коры, определяющее возбудимость, лабильность, тонус и работоспособность подкорковых центров.
2. Безусловнорефлекторная деятельность коры, обеспечивающая совершенство осуществления безусловных рефлексов.
3. Условнорефлекторная деятельность коры, ее способность образовывать новые условные рефлексы, с помощью которых достигается наиболее совершенная компенсация.
Виды компенсации.
1. Внутрисистемная компенсация (использование сохранных компонентов распавшейся функции). Достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторе под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения.
2. Межсистемная компенсация связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга.
Компенсация функций – полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций органов или систем организма; восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций.