Слова-«близнецы» (омонимы)

1. Прослушать стихотворение:

Шел я с сумкой за плечом,

вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

(В.Лифшиц.)

Какие два слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения?

2. Из данных словосочетаний составить предложения:

§ прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ;

§ острая коса, длинная коса, песчаная коса;

§ острые ноготки, душистые ноготки;

§ меткий лук, зелёный лук;

§ хвойные леса, строительные леса;

§ неглубокая норка, пушистая норка.

3. Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу:

Дождь пошёл и не проходит.

Дождь идёт, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд

на крыши, на дорогу, -об этом

тучи говорят, хоть говорить не могут.

(А.Барто)

4. Какими словами описывает автор дождь?

Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладкое.)

Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, крапает, стучит,...).

5. Заменить глагол бежит близким по смыслу:

время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.

Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю?

6. Объяснить значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,

говорят: часы спешат,

говорят: часы идут,

но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

а часы висят на месте.

(В.Орлов.)

7. В каких из данных ниже словосочетаний слово земля употреблено в значении планета, суша, территория, почва, край?

Земля отцов, вращение Земли, песчаная земля, увидели землю, земля заповедника.

7. Придумать предложения со следующими словосочетаниями:

§ дружный класс, чистый класс;

§ родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола.

8. Прослушать загадку:

Всюду, всюду мы вдвоём

неразлучные идём.

Мы гуляем по лугам,

по зелёным берегам,

вниз по лестнице сбегаем,

вдоль по улице шагаем...

Но чуть вечер на порог,

остаёмся мы без ног.

А безногим - вот беда! —

ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать,

будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги,

вновь поскачем по дороге!

(Детские ботинки.) (К.Чуковский.)

Выделить в тексте слова, обозначающие движение. В каком значении (буквальном или переносном) употреблено выражение Остаёмся мы без ног. Употребите то же выражение во втором значении.

9. Объясните прямой и переносный смысл выражений:

намылить шею, прикусить язык, развязать руки, поджать хвост; развесить уши, хлопать глазами, опустить руки, ставить подножку, сесть на весла, засучить рукава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: