Подоходный и социальный налог

Основными плательщиками подоходного налога являются те, кто получает заработную плату, то есть лица, для которых малы возможности уклонения. Лица же с высокими доходами используют целый ряд возможностей для уклонения, например, трансформацию заработной платы в проценты и страховые выплаты, маскировку доходов под корпоративные издержки, осуществление оплаты труда неучтенными наличными деньгами, и др. В результате подоходное налогообложение носит регрессивный характер. Преодолеть такое положение путем повышения степени прогрессивности шкалы подоходного налога невозможно. Рост предельных ставок налогообложения вызовет лишь интенсификацию дальнейшего уклонения от налога с помощью использования различных лазеек в законодательстве и противозаконных действий.

Для того чтобы налог был налогом на доход, а не на заработную плату, необходим ряд мер, которые должны привести к выравниванию налогового беремени, ложащегося на плательщиков: плоская шкала для уменьшения стимулов трансформации высоких доходов в незарплатные формы, шедулярное обложение всех видов доходов у источников их выплаты, совершенствование техники налогообложения (обложение процентных доходов, дивидендов, страховых выплат и т.д.). Налог с фиксированной ставкой резко сократит стимулы сокрытия доходов и повысит эффективную ставку налога для высокодоходных групп населения. Необходимо поэтапное значительное увеличение необлагаемого минимума, которое будет обеспечивать прогрессивность подоходного налога.

При анализе налоговой системы и ее влияния на принимаемые хозяйственные решения налог на доходы физических лиц нельзя рассматривать в отрыве от других налогов, базой которых является фонд оплаты труда (ФОТ) или близкая к нему величина, даже если налогоплательщиками таких налогов являются разные лица (работники и работодатели). Чрезмерная налоговая нагрузка на ФОТ побуждает работодателя и работника к сговору о разделении реальной заработной платы на легальную и нелегальную составляющие, к использованию депозитных и страховых схем минимизации налогов. Такие сравнительно дешевые для их участников схемы широко известны и почти официально предлагаются банками и страховщиками своим клиентам. Барьеры, которые в последние годы появились в подоходном налоге, несколько усложнили применение подобных схем и сделали их доходность несколько меньшей, но не решили проблему в принципиальном плане. До тех пор, пока “недобросовестные” банковские проценты или страховые выплаты будут облагаться по ставке, значительно меньшей, чем с максимальная ставка подоходного налога, и не будут подпадать под другие налоги на ФОТ, привлекательность таких схем для налогоплательщиков не понизится.

Важным аспектом реформы должна быть гармонизация налогообложения доходов экономических агентов, заключающаяся в установлении равной ставки налога на прибыль и подоходного налога в совокупности с отчислениями в социальные внебюджетные фонды. Доходы физических лиц должны облагается по единой пропорциональной ставке, не изменяющейся в зависимости от величины или вида дохода. На первом этапе реформы следует объединить все взносы и отчисления в государственные социальные фонды в единый социальный налог, контролируемый налоговыми органами и расщепляемый между фондами, снизив его ставку и реализовав идеи о персонифицированности взносов и регрессивной шкале налогообложения. Кроме того, следует ликвидировать Государственный фонд занятости, а Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования объединить.

Такое решение высвободит большое число сотрудников (по оценкам МНС – 40 тысяч человек) различных фондов, занятых контролем за поступлениями платежей и проверками налогоплательщиков. Оно же позволит налогоплательщикам снизить число налоговых деклараций и уменьшит количество контролирующих органов, с которыми им приходится иметь дело, упростит отчетность и снизит материальные издержки, необходимые для исполнения всех требований налогового законодательства.

На первом этапе реформы фиксированная ставка подоходного налога должна составлять 13% при отмене платежей физических лиц в Пенсионный фонд, суммарная ставка начислений социального налога на доход для работников предприятий – 35,6% (понижение с нынешних 38,5%, уплачиваемых работодателем, и 1%, уплачиваемого работником), а для граждан, получающих доходы отличные от заработной платы – 22,6%. При таком подходе значительно снижается величина предельной ставки налогообложения, по которой облагаются высокие доходы (с 50% до 35,8%). Такое снижение может серьезно снизить мотивации сокрытия высоких доходов и тем самым действительно способствовать увеличению базы обложения подоходным налогом и социальными платежами.

Ставка социального налога (35,6%) должна разделяться между объединенным Фондом обязательного медицинского страхования и социального страхования (7,6% – для работодателей, уплачивающих налог за работников, и 4,8% – для самозанятых) и Пенсионным фондом - 28%, из которых 2% зачисляются на счет накопительного страхования (17,8% – для самозанятых).

ОБСУДИТЬ При этом следует установить потолок доходов по социальному налогу с нулевой ставкой при его достижении. Вариант: предельный размер доходов, после которого ставка социального налога снижается до ____ %. Вариант: увеличивается доля отчислений, формирующая накопительную часть пенсии.

На втором этапе реформы необходимо обеспечить одинаковую снижающуюся налоговую нагрузку на заработную плату и прибыль, что уничтожит ряд стимулов уклонения от налогообложения. Для этого следует снизить размеры платежей в социальные фонды в совокупности с подоходным налогом до 30% одновременно со снижением и последующей отменой предельной ставки муниципального налога на прибыль. Ставка социального налога должна быть установлена в размере 25,7% (в т.ч. 21,5% в Пенсионный фонд и 4,2% в объединенный Фонд обязательного медицинского страхования и социального страхования) для работодателей и 18% для самозанятых.

Социальные внебюджетные фонды 1999 (факт) I этап II этап
Пенсионный фонд     21,5
ФСС 5,4  
ФЗН 1,5  
ФОМС 3,6 7,6 4,2
Суммарная ставка отчислений 38,5 35,6 25,7

Важным макроэкономическим последствием снижения предельной ставки может стать увеличение предельной нормы сбережений, что является условием для обеспечения экономического роста. Равенство ставок налога на заработную плату, доход индивидуальных предпринимателей и налога на прибыль (при отсутствии двойного налогообложения дивидендов) обеспечивает нейтральность налоговой системы относительно организационной формы предпринимательской деятельности, способствующую эффективному экономическому развитию.

С точки зрения теории налогообложения льготы по доходам от процентов благоприятно сказываются на формировании сбережений, т.к. аналогично налогу на расходы позволяют предотвратить повторное обложение сбереженного дохода. Однако одновременно любые льготы в области обложения процентного дохода сильно усложняют технику подоходного налогообложения, создавая при этом возможности для уклонения от налога путем применения различных схем трансформации отдельных видов доходов в необлагаемый процентный доход. Поэтому речь должна идти о налогообложении реального процентного дохода, достигаемой путем индексации ставки налога, применяемой в каждом конкретном случае к номинальному доходу в виде процента. Налогообложение процентных доходов должно осуществляться у источника. Однако в современных условиях такая схема должна сопровождаться введением достаточно высокого необлагаемого минимума процентных доходов, что весьма трудно для администрирования. Поэтому предлагается не облагать процентный доход налогом в случае его получения при нормальных уровнях процентных ставок. При этом во избежание использования кредитно-депозитных схем для выплаты заработной платы предлагается установить высокую (на уровне налога на прибыль) ставки подоходного налога с доходов в виде процентов, превышающим ставку ЦБ – по рублевым депозитам и 9% – по валютным.

ОБСУДИТЬ Предлагается разрешить вычет из базы подоходного налога уплачиваемых процентов по ипотечному, потребительскому и образовательному кредитам, установив потолок для суммы таких вычетов и условие, при котором вычет не может уменьшать налогооблагаемый доход более чем на 20%.

Следует исключить двойное налогообложение дивидендов. Обложение дивидендов происходит у источника выплат доходов по ставке налога на прибыль. В дальнейшем получатель дивидендов – физическое лицо (предприятие), имеет право на зачет обязательств по подоходному налогу (без права возмещения из бюджета излишне заплаченного налога).

Для предотвращения уклонения от налога путем маскировки заработной платы под страховые выплаты предлагается освободить от налогообложения только следующие виды страховых выплат, осуществляемые при наступлении страховых случаев: по обязательному страхованию; по страхованию жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования); в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.

При этом материальная выгода по договорам добровольного страхования жизни на срок менее 5 лет, образовавшаяся в результате превышения размеров страховых премий, увеличенных на ставку рефинансирования, размерами страховых выплат, подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке подоходного налога, равной 30%. Аналогичное положение распространяется на случаи расторжения договоров добровольного страхования жизни на срок менее 5 лет, если сумма возвращенных средств превышает сумму страховых премий, увеличенных на ставку рефинансирования ЦБ. Разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью уничтоженного застрахованного имущества по договорам добровольного имущественного страхования, увеличенной на суммы страховых премий, уплаченных страхователем, подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке подоходного налога, равной 30%. В случае, если за физическое лицо страховые премии вносятся организациями или иными работодателями, то эти суммы подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке подоходного налога, равной 30%, за исключением случаев, когда подобное страхование производится работодателями в соответствии с законодательством в обязательном порядке, по договорам добровольного страхования жизни и здоровья, в случае, если страховые выплаты непосредственно застрахованным физическим лицам не выплачиваются.

При уплате подоходного налога необлагаемый минимум дохода и вычеты на иждивенцев предоставляются для работающих по найму по основному месту работы, а в других случаях не учитываются при удержании налога, а предоставляются по итогам года с помощью декларирования.

Следует сохранить порядок предоставления предприятиями сведений о заработной плате, выплаченной своим работникам в налоговые инспекции по месту жительства граждан для контроля за использованием льготы по необлагаемому минимуму только один раз, а также для контроля за соответствием образа жизни официально получаемым доходам. Контроль за использованием льготы по необлагаемому минимуму требует ведения дела каждого налогоплательщика в налоговых инспекциях по месту жительства. Поэтому подобная система контроля должна внедряться по мере увеличения мощности налоговой администрации и регистрации всех налогоплательщиков, атрибутированных соответствующими номерами.

Особым вопросом является предоставление льгот по подоходному налогу. В отличие от действующего подоходного налога, предусматривающего множество налоговых льгот, на первом этапе реформы необходимо введение системы четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. В частности, всем налогоплательщикам может быть предоставлен ежемесячный стандартный вычет в размере 300 рублей, кроме этого на каждого ребенка в возрасте до 18 лет каждый из супругов получить возможность ежемесячно уменьшать доходы на 200 рублей. Кроме того некоторые категории налогоплательщиков получают право на вычет большего размера. Речь идет о "чернобыльцах" и "челябинцах", судьях, прокурорах и военных, инвалидах ВОВ или других войн, героях СССР и РФ, ветеранах ВОВ.

В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей. При этом не включаются в доход получателя расходы организаций на лечение работников и членов их семей, оплату приобретенных ими лекарств, полную или частичную оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения. Предлагается сохранить (с некоторыми уточнениями) имущественные вычеты в отношении расходов на приобретение или строительство жилья, а также доходов от продажи недвижимого и иного имущества (в определенных пределах).

На втором этапе реформ необходима полная ликвидация всех льгот, сопровождаемая увеличением размера необлагаемого минимума дохода, зависящего от числа иждивенцев.

Очень важно правильно выбрать критерии, на основании которых физическое лицо может быть признано налоговым резидентом России. Существующие в настоящее время правила во многих случаях не позволяют российскому государству требовать уплаты налогов, на которые в соответствии с международными правилами оно имеет приоритетное по сравнению с другими государствами право. Соответственно, эти правила следует изменить. Необходимо предусмотреть приобретение статуса налогового резидента при наличии в России центра жизненных интересов (домицилия) либо при продолжительном пребывании в России в текущем и предыдущем годах.

Расчеты[26] (см. таблицу 3) показывают, что на первом этапе реформы поступления подоходного налога за счет увеличения суммы необлагаемых вычетов и отмены верхних шедулей снижаются (с 2,61% до 2,44% ВВП). В частности, переход к более высоким уровням необлагаемых вычетов приводит к снижению базы подоходного налога почти на 3% ВВП (эта сумма остается в распоряжение рабочих, труд которых оплачивается наиболее низко). Однако на втором этапе реформ поступления от подоходного налога возрастают на 0,4 процентных пункта ВВП (до 2,85% ВВП). Увеличение поступлений происходит за счет роста заработной платы (на 15–20%) и уменьшения суммарной величины льгот.

Изменение ставок распределения отчислений во внебюджетных социальные фонды позволяет смягчить последствия налоговой реформы. Так, несмотря на то, что суммарные доходы фондов падают на 0,34 процентных пункта ВВП на первом этапе и еще на 0,95 процентных пункта ВВП – на втором, доходы пенсионного фонда к концу второго этапа снизятся не более чем на 0,32 процентных пункта ВВП по сравнению с фактическим уровнем 1999 года (возрастает на 0,14 процентных пункта – к концу первого этапа Объединение фондов социального страхования и ФОМС обеспечивает их суммарные доходы на уровне 0,93% ВВП, что примерно на 0,7 процентных пункта ВВП ниже фактического уровня 1999 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: