Ее ведения

Беседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как весь процесс консультирования построен на речевом диалоге между ними. Консультационная беседа имеет свои закономерности развития, свою структуру.

Ю.Е. Алешина условно делит беседу консультанта с клиентом на четыре этапа:

1) знакомство с клиентом и начало беседы (5-10 минут);

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез (25-35 минут);

3) коррекционное воздействие (10-15 минут);

4) завершение беседы (5-10 минут).

Техники ведения консультативной беседы:

1. Умение слушать своего клиента. Чтобы его услышать, консультант должен, прежде всего, дать клиенту возможность говорить, ограничив свою речь в диалоге, так как создается атмосфера полного доверия и у рассказчика возникает ощущение облегчения, освобождения от напряжения и беспокойства (в это время идет серьезная внутренняя работа по переосмыслению фактов, проблем, взаимоотношений, что способствует принятию необходимых решений). Слушание бывает активным и эмпатическим. Активное слушание предполагает постоянное уточнение и прояснение правильности понимания информации, которую хочет донести клиент. Эмпатическое слушание предполагает прояснение и отражение эмоциональных состояний клиента.

2. Умелый опрос. Следует избегать чрезмерного выспрашивания, использовать вопросы нужно осторожно. Формулировка вопросов должна быть по возможности простой, краткой и понятной клиенту. Консультанту важно, задавая вопрос, получить на него ответ, даже если клиент отвечает не сразу и возникает пауза.

3. Отражение содержания. Оно помогает консультанту постепенно перевести клиента с уровня поверхностных переживаний, к более глубоким переживаниям. Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо уточнять, перефразировать или обобщать его высказывания. Очень важно, чтобы процесс отражения содержания происходил осторожно, пошагово, не вступая в конфронтацию с клиентом и не провоцируя сопротивление. Цель уточнений состоит в создании целостной картины того, что происходит с человеком. Перефразирование и переформулировка помогают выкристаллизировать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде. При этом высказывания становятся яснее, конкретнее и понятнее самому клиенту, открывая ему новый взгляд на излагаемую проблему. Однако, уточняя и переформулируя, психолог не должен выходить за пределы очевидного для клиента, искажать или заменять его мысль, добавлять что-либо от себя, дословно повторять высказывания клиента, так как в этом случае у него может создаться впечатление, что над ним подшучивают.

4. Отражение чувств. Оно тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей, но, в случае, когда он говорит о переживаниях, это более глубокий процесс, попытка приоткрыть внутреннее, субъективное и личностное содержание излагаемых фактов из жизни событий. Главное правило психологического консультирования состоит в приоритете вопросов о переживаниях и существенной роли отражения чувств. Концентрируя внимание на субъективных аспектах, акцентируя эмоциональные переживания, психолог помогает клиенту разобраться в своих чувствах, выступая при этом в качестве зеркала, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих переживаний. Отражение консультантом чувств клиента включает в себя их идентификацию.

5. Интерпретация того, что рассказывает клиент. Интерпретация – важный шаг в процессе консультирования, имеющий характер психологического воздействия и дающий клиенту возможность по-иному увидеть и понять свое поведение и окружающих. Продуктивность интерпретирования зависит от двух факторов: от готовности клиента к принятию интерпретации и от адекватности момента. Формулировать интерпретации лучше в виде допущений или выдвигаемых гипотез, в этом случае они легче принимаются клиентом и не вызывают резкого сопротивления и актуализации защитных механизмов.

6. Самораскрытие. Консультативная беседа предполагает эмоциональную вовлеченность не только клиента, но и самого консультанта. Диалог-общение предполагает самораскрытие с обеих сторон. Со стороны консультанта важно, чтобы самораскрытие было уместным и служило интересам клиента. В самораскрытии важен фактор времени. Преждевременное самораскрытие вне контекста беседы тормозит общение, снижает его продуктивность, может испугать клиента. Следует учитывать уместность и своевременность личной информации, соблюдать принцип пошагового продвижения в самораскрытии по мере развития и углубления содержания, взаимности и доверительности отношений.

Следует отметить, что реально овладеть умением вести консультативную беседу можно только через длительную супервизорскую практику, так как в этом случае формируется необходимая для полноценной и продуктивной работы профессиональная рефлексия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: