Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся методом, который предложил русский экономист Владимир Базаров, опубликовавший в 1926 г. работу «О методологии построения перспективных планов». Существо его идеи состоит в том, что начинать планирование надо не с продумывания целей, которых хотелось бы добиться, а с анализа проблем, не решив которые не удастся двинуться вперед ни к каким целям. С нашей точки зрения, этот подход хорош тем, что он превосходно вписывается в методологию социосинергетики и в первую очередь в тот ее раздел, который относится к моделированию процессов перехода из кризисной зоны бифуркации.
К 1985 г. Россия (тогда Советский Союз) оказалась перед лицом структурного кризиса. Попытки преодолеть его путем перестройки социализма, а затем рыночных реформ, предпринимавшиеся в течение последующих 15 лет, оказались неудачными и только усугубили положение.
Основные проблемы современного состояния экономической жизни России состоят в следующем:
1. Уменьшение валового национального продукта и доходных статей бюджета страны. ВВП в 2002 г. составил 200 млрд. долл., а бюджет 2003 г. — всего 73 млрд. долл.
|
|
2. Низкий технологический уровень большинства производственных комплексов, малая конкурентоспособность их продукции на мировом рынке.
3. Уменьшение инвестиций в экономическую инфраструктуру-
4. Рост внешней задолженности (семь годовых национальных бюджетов).
5. Падение уровня жизни населения. По данным статистики, средняя покупательная способность гражданина России — около 1 долл. в сутки. Две трети населения — бедные и низкооплачиваемые.
6. Оскудевание социальной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.).
7. Криминализация политической и хозяйственной жизни, коррупция, рост теневой экономики.
8. Низкий уровень национальной безопасности.
9. Процессы экономической и политической дезинтеграции, превращение Чечни в очаг террористической деятельности.
10. Ухудшение экологической обстановки.
К этому следует добавить комплекс этических и духовных проблем. Возник слой компрадорской политической элиты, продажного чиновничества, «новых русских» — нуворишей, готовых жертвовать общественными интересами ради достижения собственных корыстных целей.
В России пока не сформировались ни феномен гражданского общества, ни его социальная опора — средний класс. Широкое распространение получили настроения общественной апатии, равнодушия, неверия в возможности добиться перемен к лучшему («пофигизм» на современном новоязе).
Нет сомнений, положение очень тяжелое. Но оно не является безнадежным. В тысячелетней истории России бывали времена не менее тяжелые — достаточно вспомнить татаро-монгольское нашествие в 1237 г., Смутное время и польскую интервенцию в 1612 г., поход на Москву «великой армии» Наполеона в 1812 г., поражение в первой мировой войне, революцию и гражданскую войну в 1917 — 1922 гг., нашествие гитлеровских орд в 1941 г. Но каждый раз
|
|
русский народ находил силы, чтобы преодолеть кризис. Появлялись мудрые и энергичные лидеры, способные справиться с комплексом сложнейших проблем, обнаруживались и средства, необходимые для их решения. И страна возрождалась к новой жизни еще более окрепшей.
Чтобы продолжить разговор о том, в чем состоят предпосылки для выхода из современного кризиса, обратимся к анализу тех ресурсов, используя которые эту задачу можно решить.
1. Природно-экологический фактор. Современная экономическая политика России опирается на топливную промышленность как основной источник финансовых поступлений в национальный бюджет. Нефтегазовый комплекс обеспечивает около 20% ВВП, 45% экспорта и 60% валютных поступлений. Россия обладает 34% мировых запасов газа и 5% нефти. Стоимость природных богатств — 160 000 долл. в расчете на душу населения.
Однако тенденции в природно-сырьевой сфере складываются не лучшим образом. Происходит быстрая отработка лучших месторождений, и если к 2005 г. инвестиции в топливный сектор при прочих равных условиях не возрастут в 1,5 раза, возникнет опасность снижения производительности этого сектора на 15-20%. В связи с изношенностью и моральным старением основных фондов в первом десятилетии XXI в. следует ожидать волны техногенных и экологических катастроф.
Для предотвращения этих негативных последствий необходимо переходить в сырьевых отраслях на передовые технологии, которые в кратко и среднесрочном плане могут способствовать сохранению устойчивости российской экономики.
2. Высокие технологии. До конца 80-х годов XX в. Россия располагала мощным научным и технологическим потенциалом, который был сосредоточен главным образом в отраслях военно-промышленного комплекса. Малопродуманные реформы в последующие годы нанесли по этим отраслям особенно тяжелые удары. Их финансирование сократилось на порядок, а загрузка основных фондов снизилась примерно до 40% дореформенного уровня. Произошли старение производственного оборудования, утрата многих технологий, распад научных школ. Россия лишилась возможности по большому числу высоких технологий выходить на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией.
Несмотря на эти потери, Россия продолжает сохранять свое место в мировом пространстве высоких технологий. Сохранила свой научно -технологический потенциал группа жизнеспособных
отраслей, которые смогли устоять на фоне губительных процессов распада системы хозяйственного управления. Ведущее место среди них занимает космонавтика.
В 1999 г. на основании решения Правительства РФ Международный фонд Н.Д. Кондратьева при участии Министерства науки провел анализ тенденций и дал оценку перспектив технологического развития в мире и в России. В результате этой работы был подготовлен перечень приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня. Основным итогом работы стало формирование проекта федеральных целевых программ научно-технического и инновационного характера на период до 2005 г.
В целях государственного обеспечения этой работы подготовлены проекты федеральных законов «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» и «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
|
|
Выполнение этих законов позволит наполнить конкретным содержанием базовые направления технологического развития России:
• информационные системы;
• энергетика;
• рациональное природопользование;
• новые материалы;
• транспортные комплексы;
• промышленные технологические процессы;
• медицина и биотехнология.
Россия располагает достаточным технологическим заделом, чтобы в период до 2015 г. значительно сократить отставание от развитых стран в области современных информационных технологий. Еще более существенно, что уже к настоящему времени выполнены циклы исследований, на базе которых могут быть созданы технологии, способные составить технологическое ядро очередного, шестого технологического уклада. Переход к этому укладу начнется в 2015-2020 гг. Сюда относятся работы, выполненные в области перспективных информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, успехи генотехники и биотехнологии, достижения в области физики квантового вакуума и др.
Президент РФ В.В. Путин 30 марта 2002 г. утвердил программный документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Программа направлена на обеспечение стратегичес-
ких национальных приоритетов России, включая повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение национальной безопасности.
3. Интеллектуальный потенциал. Несмотря на отъезд в развитые страны части интеллектуалов и вынужденную дисквалификацию части других, Россия все еще сохраняет большое количество высокопрофессиональных специалистов. Их труд востребован пока далеко не в полной мере, но в случае изменения условий их интеллектуальная отдача в области высокотехнологичного производства может резко возрасти. Продолжают функционировать, хотя и в стесненных условиях, многие научные школы. Признано, что действующая в России система среднего и высшего образования занимает одно из ведущих мест в мире. Хочется надеяться, что плохо и наспех продуманные реформы не нанесут ей большого ущерба.
|
|
Оценивая интеллектуальный потенциал страны, не следует забывать о творческом наследии людей науки, техники и культуры, работавших в прежние исторические эпохи и передавших свои интеллектуальные достижения современным поколениям образованных людей. Нет сомнения, что это творческое наследие в наиболее полном виде усвоено и продолжает активно развиваться в первую очередь на родине первооткрывателей и первопроходцев.
4. Стабилизирующее воздействие исторической традиции. Русские культурологи Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский подметили особенность российской ментальной традиции — ее принципиальную полярность. Основные культурные ценности располагаются на черно-белом пространстве, разделенном резкой чертой и лишенном нейтральной, компромиссной зоны. Сегодня массовое сознание сосредотачивается на принципах самодержавия, православия, народности, завтра категорически отвергает их, начиная признавать единственно верными коммунистические идеалы, а послезавтра столь же решительно расстается и с ними и начинает охотно слушать речи о либерализме, демократии и спасительности перехода к рынку.
Этот феномен бинарной логики является специфической чертой русского национального характера, на Западе он неизвестен. Для образа мыслей западного человека характерна тернарная логика, отсутствие резкой переполюсовки общественно-ценностных ориентиров. Социальные корни этого толерантного типа ментальности понятны: наличие укорененного в истории среднего класса,
который естественным образом опасался любых резких скачков в умонастроениях, служащих питательной почвой различных модернистских проектов. Насколько сильна эта традиция действий на основе компромисса, легко убедиться, если вспомнить стиль жизни, не одно столетие сохраняющийся, например, в доброй старой Англии.
В России все происходит совершенно иначе. Одна буря и натиск сменяет другую, социально-экономическое развитие реализуется, как правило, в стиле самоотрицания. Хорошо это или плохо? Очень плохо, потому что любой значительный эволюционный кризис быстро оказывается в состоянии резонанса с массовым сознанием и разрастается до губительных масштабов. Но вместе с тем и хорошо, так как в разгар очередного кризиса эта синфазность столь же быстро нарушается, и тогда давление народного настроения превращается в сильный стабилизирующий фактор. Современное состояние России соответствует именно такой фазе социокультурного развития, и дело только в том, сумеет ли политическая элита в полной мере использовать этот фактор в целях быстрейшего выхода из кризиса.
5. Оптимизация государственного управления. Первое поколение российских реформаторов последовательно и неукоснительно придерживалось монетаристской идеологии, согласно которой наилучший путь к благополучному рыночному хозяйству состоит в сведении к предельно низкому уровню вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Им действительно удалось основательно перевести хозяйственную деятельность России на рельсы рыночной экономики, но плата за это оказалась непомерно велика — разорение народного хозяйства и обнищание населения.
И тем не менее именно государство остается важнейшим ресурсом возрождения России. Это не следует понимать как призыв к восстановлению централизованной функции директивного управления народным хозяйством. Страна должна оставаться в пространстве мирового рыночного хозяйства. Но государство должно активизировать функцию прогнозирования основных ориентиров общественного развития, а на этом основании и вторую функцию — целеполагания, определения основных направлений концентрации тех ресурсов, которыми располагает народное хозяйство.
Третья функция государства, способствующая стабилизации хозяйственной деятельности, — это нормотворчество, включая законодательные акты, упорядочение отношений между субъектами
социально-экономической жизни, система налогообложения и кредитования, стимулирующего производственную активность. Государству надлежит взять под свой контроль и резко ограничить проявления экономической преступности как на уровне предприятий, так и в масштабах всей страны.
Принято считать, что государственная бюрократия во все времена и во всех странах проявляла склонность к коррупции, своекорыстию, смыканию с преступным миром мафии и теневой экономики. Борьба с этими негативными явлениями — также одна из функций государства. Однако успешно решать эти задачи оно может только в том случае, если научится опираться на общественное мнение, на помощь средств массовой информации и если станет активно использовать потенциал правоохранительных органов.
6. Источники финансирования. Существует несколько инвестиционных ресурсов, которые используются совершенно неэффективно. Во-первых, это деньги, которые накопило и до лучших времен держит в «кубышке» население, причем в значительной части в виде долларовой массы. Во-вторых, это денежные средства, которыми располагают сами предприятия. И в-третьих, иностранные инвестиции, поступление которых в страну невелико из-за высокого риска их потери и неэффективного использования. Поступление этих ресурсов в народное хозяйство, несомненно, стимулировало бы его активность. Дать потенциальным инвесторам необходимые гарантии, заинтересовать их — это задача в первую очередь органов государственного управления.
В развитых странах до 90% поступлений в бюджет дает природная рента. В России она присваивается олигархами. Вернув ее государству, мы получим возможность увеличить бюджет почти в два раза.
Существует и еще один ресурс возрождения России — это интеллектуальная собственность. В случае законодательного обеспечения новаторской научно-технологической деятельности она может стать серьезным источником дополнительных инвестиций в народное хозяйство. Масштаб ресурсов России, объединяемых понятием «интеллектуальная собственность», по данным В.И. Кушлина, оценивается огромной суммой — 400 млрд. долл. Ученые и специалисты сумеют зарабатывать на своих патентах намного больше, чем это в состоянии обеспечить дилетанты-чи-
новники, не желающие выпускать это прибыльное дело из-под своего контроля.
7. Научная методология прогнозирования и индикативного планирования. Значительная часть провалов российских реформ объясняется тем, что они проводились без достаточного методологического обеспечения. Между тем практика мировой хозяйственной деятельности свидетельствует: накоплен достаточный опыт успешного проведения реформ, существуют прогнозные, методологические и идеологические предпосылки преодоления кризиса и перехода к экономическому росту.
Для того чтобы воспользоваться этим опытом и кардинально изменить ситуацию, видимо, потребуется значительное обновление слоя политической элиты, которая в настоящее время все еще в большой мере укомплектована кадрами старой формации, неспособными перестроиться и начать мыслить по-новому, адекватно требованиям переживаемого момента. Решить задачу смены поколения менеджеров также по силам государству.
В России пока еще сохраняется высокий научно-технологический потенциал. Но до сих пор не сформировался цивилизованный рынок, нет инвестиционного спроса на интеллектуалоемкую продукцию. Многие предприятия предпочитают идти привычным и испытанным путем технической модернизации основных фондов, которые от этого не перестают морально стареть.
Нужна производственно-технологическая среда, способная воспринимать смелое новаторство. Требуются умелые руководители, способные идти на риск. Без решения этих задач финансирование НИР часто заканчивается технологической подпиткой производства в других странах. Задача государства — изменить это положение. Наряду с накоплением технологического ресурса насущно необходим трансферт высоких технологий.
Если согласиться с тем, что в распоряжении России имеется потенциал разноплановых ресурсов, достаточный для того, чтобы послужить основой выхода из кризиса и перехода к развитию внаправлении к постиндустриальному будущему, то возникает следующий вопрос: а как обстоит дело с конструктивными программами решения этой задачи? Достаточно ясно, что история отпустила России совсем немного времени — вероятно, не более 15-20 лет, — чтобы справиться и с этой задачей. Мы имеем дело с крайне драматической постановкой проблемы: либо с помощью комплекса удачных управленческих решений удастся запустить самоорга-
низующиеся процессы возрождения России, либо ее ждет продолжение распада и окончательное превращение в ресурсно-сырьевой придаток развитых стран.
На поставленный вопрос надо со всей определенностью ответить: такие программы есть. Интеллектуальная элита страны восприняла вызов истории и дала на него свой ответ. В постановке проектов программ принимают участие Институт экономики, Институт проблем рынка и Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, Высшая школа экономики, Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, Институт проблем переходного периода, Международный институт П. Сорокина — Н. Кондратьева и другие организации. Среди авторов этих предложений — авторитетные российские экономисты и социологи Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, М.Г. Дерягин, Г.Б. Клейнер, Д.С. Львов, В.Л. Макаров, В.И. Маевский, В.П. Стороженко, Н.П. Федоренко, Ю.В. Яковец. и др.
В нашу задачу не входит анализ проектов программ возрождения России и ее вхождения в постиндустриальный мир по существу. Остановимся лишь на тех общих, наиболее важных задачах, которые, по мнению большинства авторов, необходимо решить в первую очередь:
• создание информационно-индустриальной многосекторной социально ориентированной экономики;
• перестройка структуры экономики с преобладанием производства сырья на производство конечных продуктов;
• реформа налоговой системы;
• преимущественное развитие науки и приоритетных высокотехнологичных комплексов, обеспечивающих потребности внутрироссийского рынка и способных конкурировать на мировом рынке;
• переход россиян к стандартам жизни, приближающимся к уровню жизни в западных странах, и развитие социокультурной сферы (образование, здравоохранение, культура);
• приоритетное развитие фундаментальных научных дисциплин естественнонаучного и гуманитарного профиля.
Существует одно обязательное предварительное условие, без соблюдения которого ни одна из альтернативных программ возрождения России, из которых предстоит сделать выбор высшему руководству страны, не может рассчитывать на успех. Это условие состоит в требованиях нравственного императива. «Я убежден в
том, — пишет по этому поводу академик Н.Н. Моисеев, — что в ближайшие десятилетия осознание проблем нравственного императива сделается одной из важнейших характеристик цивилизации, основным направлением обществоведения. XXI век сделается веком гуманитарного знания.... С общецивилизационной точки зрения наступающий этап истории человечества означает дальнейшее увеличение роли Разума в судьбах нашего биологического вида и формирование Коллективного Интеллекта общепланетарного масштаба, которому и предстоит реализовать эту грандиозную перестройку. Если он окажется на это способен!» [49].
Глава 3.5
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: