Организация предпродажного обслуживания техники

Одним из периодов эксплуатации машины является ее пред­продажное состояние. Этот период начинается с момента поступления машины на станцию или пункт назначения, закан­чивается — передачей ее непосредственному потребителю, в нашем случае сельскому товаропроизводителю, и включает в себя следующие этапы [2]:

• приемку машины от трансюртной службы или непос­редственно изготовителя с последзтощей транспортировкой (са­мовывоз);

• постановку на хранение;

• техническое обслуживание в процессе хранения;

• досборку или полную сборгу (плуги, культиваторы);

• регулировку и смазку;

• проверку работоспособности на холостом ходу;

• устранение выявленных неисправностей собственными си­лами, с привлечением ремонтных предприятий или заводов-изготовителей;

• технологическую настройку рабочих органов с целью вы­явления возможности выполнения этой операции в хозяйстве или в поле.

Все эти виды работ выполняются предприятиями матери­ально-технического обеспечения ОАО «Росагроснаб». Они не­сут всю полноту ответственности перед сельхозтоваропроизво­дителями за комплектность и качество поставляемой техники, а также обеспечение ее работоспособности в гарантийный пе­риод эксплуатации.

Рассмотрим ряд объективных и субъективных причин, по­буждающих заниматься предпродажным обслуживанием машин.

К числу объективных причин следует отнести транспорта­бельность машин, которая обусловливается уровнем комплект­ности по двум основным показателям: конструктивные особен­ности машин (например, комбайн транспортируется в полура­зобранном виде из-за больших габаритов) и экономическая эффективность доставки, то есть учитывая дороговизну расхо­дов на транспорт, так как порой целесообразнее отправлять по­требителю машины в разобранном виде, например, плуги, куль­тиваторы, дисковые бороны и другие машины. Кроме того, в процессе транспортирования имеют место повреждения состав­ных частей, хищения, необходимость отдельной упаковки не­которых деталей (зеркал, фар, элементов электроники и пр.), снижение давления в шинах и другие условия.

Трудоемкость предпродажного обслуживания машин отно­сительно суммарной трудоемкости (сборка машины на конвей­ере изготовителя + предпродажное обслуживание) для комбай­нов достигает 40 %, тракторов и автомобилей — 10 %, сельско­хозяйственных машин — 90 %.

Благодаря надлежащему технологическому оснащению в цехах агроснабов трудоемкость предпродажного обслуживания техники значительно меньше (табл. 5.1), а качество работ выше, чем в хозяйствах.

Например, относительное сравнение объема работ при пред­продажном обслуживании комбайна СК-5 «Нива» с суммар­ным объемом работ от сборки на конвейере изготовителя до выхода в поле оказывается не в пользу изготовителей. В усло­виях агроснабов этот объем составляет 39,2 %, что соответству­ет работе двух специалистов в течение 10 дней (рис. 5.1).

В то же время трудоемкость предпродажного обслуживания комбайнов в условиях хозяйства на 25,5 % больше, чем в усло­виях агроснаба. По другим машинам эта разница в трудоемко­сти составляет от 17 до 40 %.

Это объясняется тем, что в хозяйствах в настоящее время практически отсутствуют необходимые условия для выполне­ния в полном объеме и с надлежащим качеством работ по пред­продажному обслуживанию машин: недостает квалифицирован­ных кадров, технологического, в том числе диагностического оборудования, отсутствует нормативно-техническая докумен­тация. Крайне низкий уровень финансирования сельскохозяй­ственных производителей не позволяет им создавать запасы узлов, агрегатов и деталей для восстановления машин при пред­продажной подготовке и в гарантийный период эксплуатации, что приводит к их длительным простоям по техническим при­чинам в период использования по назначению.

Соотношения трудоемкостей предпродажного обслуживания и суммарных трудоемкостей сборки машин еще раз подтверж­дают необходимость, актуальность работы по доведению ма­шин, поставляемых АПК, до работоспособного состояния.

Рис. 5.1. Уровень участия агроснабов в сборке и регулировке машин (конвейер изготовителя + агроснаб)

Виды работ при предпродажном обслуживании техники со­ставляют большой спектр (табл. 5.2), более 10 наименований, что свидетельствует о существенных недоработках заводов-из­готовителей.

Из суммарного объема этих работ у комбайнов 60 % состав­ляют сборочные и 18 % регулировочные работы, у сельхозма­шин это соотношение составляет соответственно 70 и 11 %. У тракторов и автомобилей до 35 % суммарных затрат труда со­ставляют регулировочные, до 30 % электротехнические работы. Из других видов работ следует выделить сборочные — 18 % и шиномонтажные — 10 %.

Таким образом, досборка и сборка машин перед использо­ванием объективная необходимость.

Субъективная причина — это надежность машины, которая является комплексным свойством и включает в себя: безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность.

Таблица 5.1

Сравнительная оценка трудоемкости сборки на конвейере и предпродажной подготовки (ПП) техники в условиях агроснабов и хозяйств

№п/п Марка машины Суммарная трудоемкость, чел.-ч (при ПП в агро-снабах) в том числе Суммарная трудоемкость, чел.-ч (при ПП в хозяй­ствах) в том числе
      трудоем­кость сбор­ки на заво­де, чел.-ч трудоем­кость ПП в условиях агроснаба, чел.-ч соотношение относительной суммарной тру­доемкости, %   трудоем­кость ПП в условиях хозяйства, чел.-ч соотношение относитель­ной суммар­ной трудо­емкости, %
  ДТ-75 176,1 164,25 11,85 6,7 178,15 13,9 7,8
  Т-150К 183,4 173,4   5,45   12,6 6,8
  Т-150 191,2 181,85 9,35 4,9 193,55 11,7 6,1
  ЛТЗ-55 74,76   9,76   77,2 12,2 15,8
  ЛТЗ-60АВ 108,26 98,5 9,76   110,7 12,2  
  ЛТЗ-155 299,9   10,9 3,6 302,6 13,6 4,5
  Дон-1500 634,14 513,14   19,1 682,24 169,1 24,8
  Дон-1200 568,9   108,9 19,2 596,1 136,1 22,8
  СК-5 «Нива» 279,2 172,7 109,5 39,2 310,1 137,4 44,3
  Культиватор КСО-4 18,5 - 18,5   24,6 24,6  

Таблица 5.2

Распределение трудоемкости предпродажного обслуживания машин по видам работ

№ п.п. Виды работ Распределение объемов работ, %
    тракторы и автомобили зерно- и кормоуборочные комбайны с/х машины
  Сборочные      
  Регулировочные      
  Токарные 1,2    
  Сварочные -    
  Шиномонтажные, вулка-низационные      
  Электротехнические     -
  Окрасочные ОД    
  Заправочные (дозаправка, смазка) 0,3    
  Листогибочные, востанов-ление резьб и др. 0,4    
  Обкатка     -
  Всего      

Это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способ­ность выполнять функции в заданных режимах и условиях при­менения, технического обслуживания, хранения и транспор­тирования.

Все эти показатели очень важны и проверяются уже в про­цессе предпродажной подготовки техники. Особенно важной является безотказность машины — показатель, который харак­теризуется средней наработкой на отказ, то есть средним про­межутком времени между отказами. За последние годы каче­ство поставляемой техники значительно ухудшилось.

Все неисправности машин различаются по трем источ­никам их происхождения: из-за недоработки конструкции и некачественного изготовления, то есть по вине изготови­теля; неисправности, а точнее повреждения, которые воз­никли в процессе транспортирования машины, а также из-за низкого уровня эксплуатации машины, то есть по вине потребителя.

Из общего потока неисправностей до 15 % выявляются и устраняются в процессе предпродажного обслуживания машин. Упреждая такое количество неисправностей, службы предпро­дажного обслуживания тем самым на 10—15 % повышают эф­фективность использования техники, поставляемой на село. Практически у каждого зерноуборочного комбайна в процессе досборки приходится устранять неисправности или дополни­тельно регулировать элементы гидравлической системы, осу­ществлять настройку и регулировку жатки, транспортеров и эле­ваторов, у культиваторов, силосоуборочных комбайнов, других сельскохозяйственных машин при досборке, как правило, не­достает метизов, имеют место деформация изделий из листо­вой стали, уголка, повреждение или отклонение от конструк­ции рабочих органов. В том и состоит задача, чтобы в процессе предпродажного обслуживания техники, кроме досборки ма­шины, устранить обнаруженные неисправности, провести тех­ническое обслуживание, проверить возможность технологичес­кой настройки и, только убедившись в работоспособности ма­шины, с уверенностью реализовать ее сельскому товаропроиз­водителю.

В этой связи приемка машины от транспортной службы или от изготовителя (продавца) является одним из важнейших эта­пов ее предпродажного обслуживания.

При этом особое внимание следует обращать на комплект­ность, исправность как машины в целом, так и отдельных ее составляющих частей. Имеют место случаи, когда изготовитель вместо новых узлов и агрегатов устанавливает бывшие в эксп­луатации. Особенно характерными недостатками являются не­комплектность (отсутствие узлов и деталей, метизов, запасных комплектов), плохое качество окраски, повреждения при транс­портировании и отсутствие технической документации.

Все выявленные недостатки включаются в акт приемки ма­шины, который предъявляется по назначению (поставщику, транспортной службе) для принятия мер. Спорные вопросы решаются в арбитражном суде.

Необходимо помнить, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ ответственность за комплектность и качество про­дукции перед покупателем несет непосредственный продавец, независимо от числа посредников. Следовательно, при состав­лении договоров на поставку техники необходимо особое вни­мание обращать на формирование условий поставки и ответ­ственности сторон.

Упреждение отказов при предпродажном обслуживании в процессе досборки и регулировки машин дает двойной эф­фект. Это, во-первых, предотвращение затрат хозяйств на ус­транение последствий отказов, которые могли бы возникнуть в процессе использования машин, и, во-вторых, снижение издержек за счет сокращения простоев машин и, соответствен­но, повышением их производительности. Сокращение простоев машин, повышение их производительности, а, соответствен­но, и уменьшение издержек хозяйств, происходит также бла­годаря обучению и повышению квалификации специалистов и механизаторов хозяйств, предварительной технологической настройке и регулировки машин, а также за счет оперативно­го устранения последствий отказов. К числу составляющих эффекта от организации предпродажного и гарантийного об­служивания техники следует также отнести работу центров по обеспечению возврата хозяйствам изготовителями денежных средств, компенсирующих затраты труда и запасных частей на восстановление работоспособности машин, вышедших из строя по их вине.

Перечисленные меры по доведению техники, поставляемой агропромышленному комплексу, до работоспособного состоя­ния свидетельствуют о том, что они требуют больших затрат труда, материальных и финансовых ресурсов, а также немалых организационных усилий.

В этой связи актуальность предпродажного и гарантийного обслуживания техники становится очевидной и не требует до­полнительных доказательств.

Для успешного проведения этих работ необходимо иметь надлежащую материально-техническую базу, оснащенную не­обходимым технологическим оборудованием, в том числе ди­агностическим, нормативно-техническую документацию, вы­сококвалифицированные кадры, хорошие деловые отношения с изготовителями и потребителями, устойчивое финансовое положение. Необходимо также грамотное ориентирование на рынке машиностроительной продукции, широко используя методы рекламы, маркетинга и логистики.

Рассмотрим более подробно основные технологические опе­рации, выполняемые при предпродажном обслуживании машин.

Приемка машин.При отгрузке машин железнодорожным транспортом поставщик высьшаег грузополучателю извещение, в котором указаны заводские номера машин, их количество и номера железнодорожных платформ. После получения извеще­ния грузополучатель сообщает администрации железнодорож­ной станции, на которую адресован груз, о предстоящем при­бытии машин.

Приемку машин проводит грузополучатель до разгрузки ее с железнодорожной платформы I присутствии представителя администрации железнодорожной станции.

Проверяется наличие и количество погрузочных мест, ука­занных в упаковочном листе, наличие и исправность пломб, со­ставляется приемо-сдаточный акт. В случае повреждения тары погрузочное место вскрывают и по комплектовочной ведомости проверяют наличие деталей. При обнаружении недостачи или наличия дефектных деталей составляется акт приемки продук­ции по качеству и комплектности, в котором указывается наи­менование машины, изготовитель, заводской номер машины, порядковый номер погрузочного места в соответствии с упако­вочным листом, марка и наименование недостающих или де­фектных деталей, а также виновная сторона (изготовитель-по­ставщик или железная дорога). После получения акта изготови­тель-поставщик высылает недостающие (дефектные) детали и комплекты за счет виновников, указанных в коммерческом акте.

При приемке машины проверяют также комплектность за­пасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) и эксп­луатационной документации (инструкция или руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, паспорт маши­ны, сервисная книжка, гарантийный талон, справка-счет, знак «транзит») и соответствие номеров товаротранспортных доку­ментов паспортным данным машин.

Выгрузка и доставка машин на пост досборки. Сельскохозяй­ственные машины, поставляемые, как правило, на открытых железнодорожных платформах, выгружают с платформ с помо­щью мостовых или козловых кранов, предварительно отсоеди­нив крепящие растяжки и осуществив стропление машины в специально обозначенных местах. К месту досборки машины доставляют своим ходом или методом буксирования.

Расконсервация. При расконсервации снимают водонепро­ницаемую и парафинированную бумагу, полиэтиленовую пленку и липкую полиэтиленовую ленту с деталей, узлов и агрегатов; удаляют транспортные заглушки и пробки; протирают поверх­ности деталей чистой ветошью, смоченной уайт-спиритом до полного удаления внешней консервационной смазки и выти­рают поверхности насухо.

Досборка. При досборке на машину устанавливают демон­тированные при транспортировке сборочные узлы (кабину, кондиционер, отопитель, бункер, копнитель, жатку, платфор­му-подборщик и др.).

Проверка и затяжка резьбовых соединений. Для контроля и за­тяжки резьбовых соединений используют моментные (динамо­метрические) ключи, которые в соответствии с ГОСТ Р51254-99 классифицируются на шкальные и предельные.

Подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации. Очи­щают поверхность батареи от пыли сухой ветошью. Электро­лит, попавший на поверхность батареи, удаляют чистой вето­шью, смоченной в растворе нашатырного спирта или в 10%-ном растворе кальцинированной соды.

Зеленоватый или белый налет с полюсных выводов батареи и клемм проводов удаляют мелкозернистой шлифовальной бу­магой. Выворачивают пробки из заливочных отверстий батареи и прочищают в пробках вентиляционные отверстия, используя деревянную палочку.

Измеряют стеклянной трубкой (из комплекта КИ-389 или Э-412) уровень электролита в каждом аккумуляторе. Уровень должен быть в пределах 10—15 мм над предохранительным щитком.

Определяют разряженность батареи по величине измеренной денсиметром плотности электролита (плотность электролита пол­ностью заряженной батареи 1,28 г/см3) или по величине измерен­ного аккумуляторным пробником Э-107 напряжения (батарея полностью заряжена, если напряжение под нагрузкой по истече­нии 5 секунд больше 8,9 В). Батарею, разряженную на 50 % летом и на 25 % зимой, подзаряжают с помощью зарядного устройства типа ЗУ величиной тока, равной 1/10 емкости батареи.

Проверка уровня технологических жидкостей в емкостях и их дозаправка. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе должен быть на 40—45 мм ниже верхней плоскости заливной гор­ловины, а в расширительном бачке находиться между метками «МИН» и «МАК».

Уровень моторного масла в картере двигателя должен нахо­диться между метками «МИН» и «МАК», нанесенными на мас-лоизмерительном щупе.

Уровень масла в гидробаках гидросистем должен находить­ся между нижней и верхней метками, нанесенными на смотро­вом стекле гидробака.

Уровень тормозной жидкости в бачках гидросистемы при­вода тормозов, муфты сцепления и блокировки коробки диа­пазонов должен быть на 30 мм ниже верхней кромки заливных отверстий.

Проверка уровня трансмиссионных масел в редукторах и на­личия пластичных смазочных материалов в узлах трения. Уро­вень масел в редукторах должен быть по кромку контрольного отверстия.

Наличие пластичных смазочных материалов в узлах трения проверяют в соответствии с таблицами и схемами смазки. Смазку проводят методом шприцевания через масленки с помощью рычажно-плунжерного шприца.

Проверка давления воздуха в шинах ведущих и управляемых колес. Давление воздуха в шинах колес измеряют с помощью приспособления мод. 458М1 или 458М2, а также шинным ма­нометром типа МД-214. Для установки нормативного значе­ния давления воздуха в шинах колес используют ножные насо­сы типа РН-1 или стационарные воздухораздаточные колонки мод. С-411М, С-413М, работающие от отдельно стоящего ком­прессора, оснащенного системой очистки воздуха от влаги и механических примесей.

Проверка и регулирование натяжения цепных и ременных пе­редач. Контроль натяжения приводных ремней агрегатов дви­гателя проводится с помощью приспособления КИ-13918, ус­танавливаемого перпендикулярно проверяемому ремню (в сред­ней точке между шкивами) по величине прогиба ремня (мм) при регламентируемом значении прикладываемого усилия (Н или кгс). Контроль натяжения цепных и ременных передач у комбайнов проводится с помощью лески, закрепленной между шкивами динамометра типа ДПУ и линейки.

Проверка технического состояния машин по условиям безопас­ности движения в соответствии с ГОСТ Р51709. Показателями эффективности рабочей тормозной системы являются тормоз­ной путь (м), установившееся замедление (м/с2), время срабаты­вания тормозной системы (с), начальная скорость торможения (км/ч), линейное отклонение при торможении (м), усилие на педали тормоза (кгс). Для измерения численных значений пара­метров тормозных систем используют прибор «Эффект-02».

Показателем эффективности рулевого управления является суммарный люфт в рулевом управлении (град.) при регламен­тируемом значении усилия, прилагаемого к рулевому колесу. Для измерения суммарного люфта рулевого управления исполь­зуют электронный прибор марки ИСЛ-5 или механический прибор марки К-524.

Показателями, характеризующими техническое состояние внешних световых приборов, являются: направление светового пучка (угол наклона фар, минут), сила света фар (кандел), час­тота следования проблесков (Гц), время задержки светового сигнала (сек). Для измерения параметров света фар использу­ют приборы марки ИПФ-01, ОП.

К параметрам двигателя и его систем, характеризующим безопасность движения, относятся:

• предельно допустимое содержание токсичных веществ в отработавших газах машин с бензиновыми двигателями;

• предельно допустимый уровень дымности отработавших газов машин с дизелями.

Измерение содержания токсичных веществ в отработавших газах машин с бензиновыми двигателями проводится в соот­ветствии с ГОСТ 17.2.2.03 газоанализаторами типа «Автотест», «Инфракар», «Газтест-Авеста».

Измерение дымности отработавших газов машин с дизеля­ми проводится в соответствии с ГОСТ 21393 дымомерами типа КИД-2, МЕТА, МД-01, ДО-1.

Обкатка машин. Во время проведения предэксгагуатацион-ной обкатки (без нагрузки в течение 2,5 ч) проверяется рабо­тоспособность и взаимодействие всех систем, механизмов и рабочих органов машины; степень нагрева корпусов подшип­ников; герметичность трубопроводов топливной, гидравличес­кой и тормозной систем.

Записи о проведении операций предпродажного обслужи­вания машины заносятся в сервисную книжку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: