Опыт эксплуатации сельскохозяйственной техники убедительно свидетельствует, что даже совершеннейшая машина может реализовать свои потенциальные возможности только при условии организованного технического сервиса. Комплексность выполняемых при этом работ, их уровень качества во многом определяются экономическими интересами как производителей машин, так и их потребителей и исполнителей сервисных услуг.
На современном этапе развития экономики технический сервис превратился в один из решающих факторов, обусловливающих увеличение производства и расширение экспорта техники. В условиях снижения объема закупок техники в сельском хозяйстве возникла острая конкурентная борьба между изготовителями за рынки сбыта. В настоящее время успеха на потребительском рынке добивается прежде всего тот изготовитель, который предлагает покупателю вместе с новыми, более совершенными машинами и: весь комплекс технических услуг. Уровень технического сервиса, предлагаемый потребителям машин, является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей спрос на них. Вопросы технического обслуживания и ремонта машин должны решаться изготовителями и их дилерами не только на стадии налаживания взаимоотношений с потребителем на рынке сбыта, когда изделие продано и владелец стремится получить максимум прибыли от его использования, но и уже на стадии проектирования и подготовки производства: изучение спроса, определение потребности в техническом сервисе, обеспечение запасными частями и технической документацией.
|
|
Изготовители и их дилеры несут ответственность за организацию технического сервиса в течение всего периода эксплуатации и использования машин. Движущим мотивом служит стремление сохранить свою репутацию среди покупателей, быть конкурентоспособными на рынке. Технический сервис является важнейшим инструментом в конкурентной борьбе изготовителей за рынки и сферы влияния. В современных условиях эта борьба все чаще выходит за рамки маневрирования ценой сельскохозяйственной техники. Использование изготовителями политики цен для борьбы на рынке сбыта заметно сокращается и все больше становится исключением, а не правилом. В настоящее время нередко не цена, а качество, новизна и объемы работ по техническому сервису являются решающими факторами при выборе покупателем машин.
Изготовители и их дилеры организуют технический сервис выпускаемой техники независимо от ее территориальной разобщенности. Это требует создания хорошо организованной разветвленной сети ремонтно-обслуживающих предприятий, складов, консультационных пунктов и т. д.
|
|
Технический сервис во времени разбивается на три периода: предпродажный, гарантийный и послегарантийный. Предпродажный сервис включает: изучение спроса на выпускаемое изделие; участие персонала отдела технического обслуживания в научно-исследовательских и проектно-конструк-торских работах; подготовку к продаже; придание товарного вида после транспортирования к месту назначения; монтаж, наладку и регулирование; демонстрацию в действии; содействие сбытовому аппарату изготовителя в его реализации. Гарантийный период — наиболее ответственный в системе тех1 нического сервиса. Именно в это время закладывается основа правильной эксплуатации машин покупателем, создаются предпосылки для того, чтобы в течение всего срока службы они работали безотказно. В гарантийный период изготовители или их дилеры стремятся обеспечить техническое обслуживание в максимальном объеме, начиная от выгрузки в пункте назначения, консультаций по подготовке к эксплуатации, проведения пуско-наладочных работ и заканчивая профилактическими осмотрами и устранением неисправностей, выявленных в начальный период эксплуатации машин, поставок запасных частей. В послегарантийный период изготовители на хоздоговорной основе с покупателем проводят плановые операции технического обслуживания, осуществляют текущий и капитальный ремонты, оказывают помощь по модернизации машин, инструктируют и обучают обслуживающий персонал.
Система технологий и машин для производства сельскохозяйственной продукции, связана с применением многообразной продукции промышленности, других отраслей народного хозяйства с использованием работ и услуг, выполняемых различными сервисными предприятиями и организациями. Среди них большое значение имеют материально-технические и энергетические средства производственного назначенил, такие как машины, оборудование и приборы, энергоносители и электрическая энергия, удобрения, строительные и другие материалы производственного назначения. Организация и осуществление доставки этих ресурсов производителям сельскохозяйственной продукции, в состоянии удобном для применения, обеспечение их эффективного использования и исправности в продолжение всего срока службы имеют большое значение для всей отрасли АПК.
В связи с тем, что для освоения технологий сельскохозяйственного производства требуется участие предприятий сферы производства и инфраструктуры сервиса, необходимо иметь ясность в терминологии, которая существенно изменяется в рыночных условиях.
В этой связи рассмотрим основные термины и понятия.
Услуга — действие (работа), выполняемое исполнителем по договору (контракту) в определенные сроки и объеме и оплачиваемое заказчиком.
Снабженческий сервис — совокупность услуг по удовлетворению спроса агропромышленных товаропроизводителей на материально-технические ресурсы.
Материально-технические ресурсы — обобщающий термин, охватывающий машины, оборудование, приборы, запасные части к ним, материалы (технологические, конструкционные, ремонтные, строительные).
Запасная часть — составная часть изделия, предназначенная для замены находящейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
Эксплуатация — стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Включает в себя в общем случае использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хранение и транспортирование.
Центр предпродажного и гарантийного обслуживания техники (ЦПГО) — структурное подразделение предприятия материально-технического снабжения, обеспечивающее комплекс работ по получению, предпродажной подготовке, доставке потребителю и гарантийному обслуживанию проданной сельхозтехники. Центры могут быть региональные (областные, краевые, республиканские) и районные.
|
|
Гарантийное обязательство — обязательство изготовителя материально-технических ресурсов перед потребителем гарантировать в течение установленного срока и (или) наработки соответствие качества поставляемой продукции или проведенных работ установленным требованиям и безвозмездно устранять дефекты, выявляемые в этот период, или заменять дефектную продукцию при соблюдении заказчиком или потребителем установленных требований к эксплуатации, включая использование, хранение, транспортирование, монтаж и ремонт продукции.
Гарантийный срок — срок работы проданной (отремонтированной) машины, ее составной части, в течение которого действуют гарантийные обязательства.
Рекламация — документ, содержащий заявление потребителя (посредника) изготовителю (исполнителю, продавцу) о несоответствии качества и (или) комплектности (количества) поставленной продукции или проведенных работ установленным требованиям.
Работы по рекламациям — работа изготовителя и исполнителя работ (услуг) по устранению претензий потребителя по несоответствию качества продукции и (или) комплектности установленным требованиям, обнаруженным в период гарантийных сроков.
Предпродажное обслуживание изделий — работы по переводу изделия из транспортного состояния в рабочее, включающие монтаж снимаемых при транспортировании составных частей, расконсервацию, дозаправку, техническое и технологическое регулирование, опробование функционирования изделия.
Монтаж, пусконаладка — работы по досборке сложного оборудования (комплексов машин), регулирование, обкатка, наладка, опробование, пробная (пусковая) эксплуатация, обучение ремонтно-эксплуатационного персонала.
Технологическое обслуживание машин — поддержание технологических параметров машинно-тракторных агрегатов и оборудования в соответствии с технологиями производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
|
|
Модернизация — улучшение технико-эксплуатационных характеристик машины, повышение ее эксплуатационной надежности путем изменения в конструкции отдельных деталей и узлов без принципиального преобразования.