Общие положения

Опыт эксплуатации сельскохозяйственной техники убеди­тельно свидетельствует, что даже совершеннейшая машина может реализовать свои потенциальные возможности только при условии организованного технического сервиса. Комплек­сность выполняемых при этом работ, их уровень качества во многом определяются экономическими интересами как произ­водителей машин, так и их потребителей и исполнителей сер­висных услуг.

На современном этапе развития экономики технический сервис превратился в один из решающих факторов, обуслов­ливающих увеличение производства и расширение экспорта техники. В условиях снижения объема закупок техники в сель­ском хозяйстве возникла острая конкурентная борьба между изготовителями за рынки сбыта. В настоящее время успеха на потребительском рынке добивается прежде всего тот изгото­витель, который предлагает покупателю вместе с новыми, бо­лее совершенными машинами и: весь комплекс технических услуг. Уровень технического сервиса, предлагаемый потреби­телям машин, является важнейшей предпосылкой, обеспечи­вающей спрос на них. Вопросы технического обслуживания и ремонта машин должны решаться изготовителями и их диле­рами не только на стадии налаживания взаимоотношений с потребителем на рынке сбыта, когда изделие продано и владе­лец стремится получить максимум прибыли от его использо­вания, но и уже на стадии проектирования и подготовки про­изводства: изучение спроса, определение потребности в тех­ническом сервисе, обеспечение запасными частями и техни­ческой документацией.

Изготовители и их дилеры несут ответственность за органи­зацию технического сервиса в течение всего периода эксплуа­тации и использования машин. Движущим мотивом служит стремление сохранить свою репутацию среди покупателей, быть конкурентоспособными на рынке. Технический сервис являет­ся важнейшим инструментом в конкурентной борьбе изготовителей за рынки и сферы влияния. В современных условиях эта борьба все чаще выходит за рамки маневрирования ценой сель­скохозяйственной техники. Использование изготовителями политики цен для борьбы на рынке сбыта заметно сокращается и все больше становится исключением, а не правилом. В на­стоящее время нередко не цена, а качество, новизна и объемы работ по техническому сервису являются решающими факто­рами при выборе покупателем машин.

Изготовители и их дилеры организуют технический сервис выпускаемой техники независимо от ее территориальной ра­зобщенности. Это требует создания хорошо организованной разветвленной сети ремонтно-обслуживающих предприятий, складов, консультационных пунктов и т. д.

Технический сервис во времени разбивается на три перио­да: предпродажный, гарантийный и послегарантийный. Пред­продажный сервис включает: изучение спроса на выпускае­мое изделие; участие персонала отдела технического обслу­живания в научно-исследовательских и проектно-конструк-торских работах; подготовку к продаже; придание товарного вида после транспортирования к месту назначения; монтаж, наладку и регулирование; демонстрацию в действии; содей­ствие сбытовому аппарату изготовителя в его реализации. Га­рантийный период — наиболее ответственный в системе тех1 нического сервиса. Именно в это время закладывается основа правильной эксплуатации машин покупателем, создаются пред­посылки для того, чтобы в течение всего срока службы они работали безотказно. В гарантийный период изготовители или их дилеры стремятся обеспечить техническое обслуживание в максимальном объеме, начиная от выгрузки в пункте назна­чения, консультаций по подготовке к эксплуатации, проведе­ния пуско-наладочных работ и заканчивая профилактически­ми осмотрами и устранением неисправностей, выявленных в начальный период эксплуатации машин, поставок запасных частей. В послегарантийный период изготовители на хоздого­ворной основе с покупателем проводят плановые операции технического обслуживания, осуществляют текущий и капи­тальный ремонты, оказывают помощь по модернизации ма­шин, инструктируют и обучают обслуживающий персонал.

Система технологий и машин для производства сельскохозяй­ственной продукции, связана с применением многообразной про­дукции промышленности, других отраслей народного хозяйства с использованием работ и услуг, выполняемых различными сер­висными предприятиями и организациями. Среди них большое значение имеют материально-технические и энергетические средства производственного назначенил, такие как машины, обору­дование и приборы, энергоносители и электрическая энергия, удобрения, строительные и другие материалы производственного назначения. Организация и осуществление доставки этих ресур­сов производителям сельскохозяйственной продукции, в состоя­нии удобном для применения, обеспечение их эффективного ис­пользования и исправности в продолжение всего срока службы имеют большое значение для всей отрасли АПК.

В связи с тем, что для освоения технологий сельскохозяй­ственного производства требуется участие предприятий сферы производства и инфраструктуры сервиса, необходимо иметь ясность в терминологии, которая существенно изменяется в рыночных условиях.

В этой связи рассмотрим основные термины и понятия.

Услуга — действие (работа), выполняемое исполнителем по договору (контракту) в определенные сроки и объеме и опла­чиваемое заказчиком.

Снабженческий сервис — совокупность услуг по удовлетво­рению спроса агропромышленных товаропроизводителей на ма­териально-технические ресурсы.

Материально-технические ресурсы — обобщающий термин, охватывающий машины, оборудование, приборы, запасные ча­сти к ним, материалы (технологические, конструкционные, ремонтные, строительные).

Запасная часть — составная часть изделия, предназначен­ная для замены находящейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или ра­ботоспособности изделия.

Эксплуатация — стадия жизненного цикла изделия, на ко­торой реализуется, поддерживается и восстанавливается его ка­чество. Включает в себя в общем случае использование по на­значению, техническое обслуживание, ремонт, хранение и транс­портирование.

Центр предпродажного и гарантийного обслуживания техни­ки (ЦПГО) — структурное подразделение предприятия матери­ально-технического снабжения, обеспечивающее комплекс ра­бот по получению, предпродажной подготовке, доставке по­требителю и гарантийному обслуживанию проданной сельхоз­техники. Центры могут быть региональные (областные, крае­вые, республиканские) и районные.

Гарантийное обязательство — обязательство изготовителя материально-технических ресурсов перед потребителем гаран­тировать в течение установленного срока и (или) наработки со­ответствие качества поставляемой продукции или проведенных работ установленным требованиям и безвозмездно устранять дефекты, выявляемые в этот период, или заменять дефектную продукцию при соблюдении заказчиком или потребителем уста­новленных требований к эксплуатации, включая использование, хранение, транспортирование, монтаж и ремонт продукции.

Гарантийный срок — срок работы проданной (отремонтиро­ванной) машины, ее составной части, в течение которого дей­ствуют гарантийные обязательства.

Рекламация — документ, содержащий заявление потребите­ля (посредника) изготовителю (исполнителю, продавцу) о не­соответствии качества и (или) комплектности (количества) по­ставленной продукции или проведенных работ установленным требованиям.

Работы по рекламациям — работа изготовителя и исполни­теля работ (услуг) по устранению претензий потребителя по несоответствию качества продукции и (или) комплектности ус­тановленным требованиям, обнаруженным в период гарантий­ных сроков.

Предпродажное обслуживание изделий — работы по переводу изделия из транспортного состояния в рабочее, включающие монтаж снимаемых при транспортировании составных частей, расконсервацию, дозаправку, техническое и технологическое регулирование, опробование функционирования изделия.

Монтаж, пусконаладка — работы по досборке сложного обо­рудования (комплексов машин), регулирование, обкатка, на­ладка, опробование, пробная (пусковая) эксплуатация, обуче­ние ремонтно-эксплуатационного персонала.

Технологическое обслуживание машин — поддержание техно­логических параметров машинно-тракторных агрегатов и обо­рудования в соответствии с технологиями производства и пере­работки сельскохозяйственной продукции.

Модернизация — улучшение технико-эксплуатационных ха­рактеристик машины, повышение ее эксплуатационной надеж­ности путем изменения в конструкции отдельных деталей и узлов без принципиального преобразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: