С. (Сократ)

Прочее сказанное им очень нравится мне, как, например, что кажется, каждому, то и есть. Но' началу его речи я удивился: почему в начале своей «Истины» он не сказал, что мера всех вещей есть, свинья или кинокефал или какое-нибудь другое, еще более странное из обладающих ощущением (существ)? Тогда бы начало его речи прозвучало для нас великолепно и весьма презрительно, поскольку оно показывало бы, что, между тем как мы чтим его за мудрость, словно бога, он на самом деле оказывается по мудрости нисколько не лучше головастика, не говоря уже о ком-либо из людей. Ср. А 21.

Приводим фр. 1 в других переводах. (Пер. Н. Брюлловой-Шаскольской). Человек — мерило всех вещей, именно для существующих мерило бытия, для несуществующих — небытия., (Пер. И. Ягодинского). Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют.

На ошибочность подобного перевода указывает Г. Дильс, отмечая, что союз здесь имеет значение, «что», а не «как».

(Пер. Ганса Гейслера). Человек есть мера вещей, существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют.

Переиначивая таким образом изречение Протагора, Г. Гейслер без оснований делает Протагора антропологистом, отрицающим существование бытия вне субъекта.

«О сущем»

[Тождество этого сочинения с «Истиной» предполагают Бернайс и Т. Гомперц].

Порфирий у Евсевия Р. Е. X. 3, 25.

Немногочисленны книги (философов), живших до Платона. Иначе, пожалуй, пришлось бы отметить у этого философа много случаев плагиата. В самом деле, мне случилось читать сочинение Протагора: «О сущем» против принимающих единое сущее и там я нахожу пользование подобными же возражениями. Действительно, он (Платон) постарался вспомнить сказанное там в тех же самых выражениях (Евсевий прибавляет:) и, сказав это, он приводит доказательства в большем числе.

«Великое слово»

[Фрей отождествляет «Великое слово» с сочинением «Повелительное слово» (А 55). Г. Дильс скорее склонен считать его идентичным с сочинением «Истина»].

Парижск. анекд. I, 171, 31 о Гиппомахе В. 3.

В сочинении, носившем заглавие: «Великое слово», Протагор сказал: «Для учения нужны природные способности и упражнение» и «начинать учиться следует смолоду». Пожалуй, он не говорил бы этого, если бы сам стал учиться в позднем возрасте, как думал и говорил о Протагоре Эпикур (55 А 9). Ср. Платон «Протагор» 323 С след. и Демокрит 55 В 33.

«О богах»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: