Введение

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

Воронеж

2012 г.


Автор: Милованова В.Н. – старший преподаватель кафедры гражданского права ЦФ ФГБОУВПО «РАП»

 


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 29.08.2012 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №03 от 05.10.2012 г.)

© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2012.

© Милованова В.Н., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… 4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….. 8

Тематические планы………………………………………………………….…. 9

Программа курса……………….…………………………………………….….. 19

Планы семинарских занятий……………………………………………………. 29

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ……... 52

Литература………………………………………….…………………………….. 57

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….…… 73


Введение

Необходимым элементом экономической политики государств с развитой рыночной экономикой выступает антимонопольное регулирование. Формирование здоровой конкурентной среды между хозяйствующими субъектами стимулирует их к наиболее эффективному функционированию, созданию высококачественного, востребованного потребителями продукта. Это имеет большое значение, как для удовлетворения текущего потребительского спроса, так и для формирования материальных резервов государства в целом. Поэтому обеспечение существования конкурентных отношений выступает одной из важнейших государственных задач. Для Российской Федерации, формирование рыночной экономики и конкурентных отношений в которой началось лишь с 90-х годов прошлого века, решение указанных задач является особенно актуальным. Еще большее значение эти задачи получают в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Формирование и функционирование здоровых конкурентных отношений немыслимо без надлежащей правовой регламентации деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих их государственных органов. Следует отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации уже сформирована объемная нормативная база, регулирующая отношения в сфере монополий и конкуренции. Активную деятельность по надзору за соблюдением субъектами рынка нормативных предписаний осуществляют антимонопольные органы. Наработана обширная судебная практика по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства. Поскольку положения антимонопольного законодательства касаются всех без исключения хозяйствующих субъектов (а также государственных органов, органов местного самоуправления и граждан), постольку их знание является, безусловно, необходимым указанным субъектам. А для специалистов – юристов (безотносительно того, в какой сфере специалист трудится) знание антимонопольного законодательства является показателем их высокой квалификации. В связи с отмеченным, изучение дисциплины «Антимонопольное право» студентами юридических вузов является необходимым условием формирования их высокого профессионального уровня.

Целью изучения дисциплины «Антимонопольное право» является получение студентами базовых знаний в области антимонопольного права, а также развитие юридического мышления и навыков самостоятельной аргументации. Достижение указанной цели осуществляется посредством изучения материально-правовых и процессуальных норм, регулирующих конкурентные и связанные с ними отношения, в том числе: структуру рынка; порядок определения доминирующего положения; правового положения субъектов конкуренции и монополий, антимонопольных и иных органов; ответственность за нарушение соответствующего законодательства; порядок возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; порядок предъявления антимонопольными органами исков в суд и их участия в судебном процессе; судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов и т.д.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· сформировать у студентов представление о

- антимонопольном регулировании конкурентных отношений;

- роли и значении конкурентных отношений для рыночной экономики;

- системе, структуре и полномочиях антимонопольных органов России.

· привить студентам следующие умения и навыки

– работы с нормативными источниками антимонопольного права;

– использования экономических и правовых терминов, применяемых в антимонопольном законодательстве;

– анализа экономических категорий, применяемых при регулировании конкурентных отношений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать:

- действующие нормы законодательства, в области правового регу­лирования антимонопольной деятельности, включая положительные про­явления и недостатки антимонопольного регулирования;

- характеристику антимонопольного права и его место в системе Российского права;

- формы и методы государственного регулирования конкуренции и монополистической деятельности;

- систему антимонопольных органов;

- субъекты конкуренции;

- виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

- порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

· уметь:

- применять нормы законодательства, регулирующие антимонополь­ную деятельность, в процессе работы по юридической специальности;

- юридически правильно квалифицировать соответствующие факты и обстоятельства;

- использовать методы сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соот­ветствующих сферах профессиональной деятельности, а также методы анализа судебной практики;

- толковать и применять соответствующие законы и другие нормативные правовые акты;

· владеть:

- навыками работы по составлению документов, используемых в правовом регули­ровании антимонопольной деятельности;

- умениями делать квалифицированные юридические заключения и давать консультации по вопросам материально-правового и процессуально-правового характера в сфере антимонопольного регулирования.

Рабочая программа дисциплины «Антимонопольное право» включает 16 тем, каждая из которых охватывает наиболее важные, базовые вопросы, дающие представление о направлениях правового регулирования. Антимонопольное право характеризуется использованием терминологии, заимствованной у экономической теории, вследствие этого изучение курса целесообразно начинать с ознакомления с данной терминологией. По этой причине первая тема дисциплины, попреки сложившейся традиции изложения учебного материала, посвящена не рассмотрению вопросов о понятии, содержании и источниках антимонопольного права, а основополагающим категориям «конкуренция» и «монополия». Отдельная тема посвящена и изучению категории «рынок», при этом особое внимание уделено анализу состояния конкурентной среды на товарных и нетоварных рынках.

В целом все темы курса условно поделены на три блока. Темы первого блока посвящены понятию и содержанию антимонопольного права и законодательства, а также изучению зарубежного опыта антимонопольного регулирования. Во второй блок вошли темы, посвященные анализу статуса субъектов отношений, регулируемых антимонопольным законодательством. В третьем блоке объединены темы, в которых рассматриваются отдельные разновидности нарушений антимонопольного законодательства, а также процедуры привлечения к ответственности виновных лиц.

Антимонопольное право – это комплексная отрасль законодательства, а потому его изучение необходимо осуществлять в непосредственной связи с другими отраслями и, соответственно, дисциплинами - гражданским правом, предпринимательским правом, арбитражным процессом, административным правом, уголовным правом и другими.

Завершается изучение дисциплины сдачей экзамена.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Форма обучения
очная заочная
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе высшего профессионального образования
Общая трудоемкость          
Аудиторные занятия          
Лекции          
Семинарские занятия          
Практические занятия - - - - -
Самостоятель-ная работа          
НИРС          
Форма итогового контроля Экзамен

Тематические планы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины и темы занятий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: