Тема 4. Урок литературы в средней школе (4 часа)

1. Вам известна классификация уроков литературы, предложенная Н.И. Кудряшовым, который выделил три типа уроков: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы и уроки развития речи.

· Назовите виды уроков, которые предложил Н.И. Кудряшов для каждого типа.

· Прокомментируйте предложенную классификацию уроков литературы. Какой принцип положен в основу этой классификации?

· Насколько такая классификация представляется вам логичной и учитывающей все многообразие литературы как учебного предмета? В чем смысл любой классификации уроков?

2. «Я стремлюсь к тому, чтобы урок литературы приобретал форму полилога, т.е. такую форму взаимодействия, когда точка зрения учителя – одна из множества представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы. Позиция учителя здесь равнозначна другим позициям и может быть оспорена…» В.А. Морар.

· В чем принципиальное отличие полилога от диалога как формы работы на уроке литературы? Какие необходимы условия для возникновения полилогических отношений между читателем и художественным текстом?

· Насколько оправдано то положение, когда в классе точка зрения учителя – только «одна из множества представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы»? вы будете придерживаться в своем преподавании этой же позиции?

· Что необходимо сделать, какие формы работы культивировать, к какому теоретико- и историко-литературному материалу обращаться, чтобы «позиция учителя» была «равнозначна другим позициям» и могла быть оспорена?

3. «Урок литературы – совместная работа учителя и учеников по интерпретации художественного текста… Мне важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы на уроке он открыл для себя что-то неожиданное. Но не менее важно, чтобы урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту. Продолжение урока – это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию». В.А. Морар.

· Какая должна быть проведена предварительная работа, «чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока»? Что может сделать учитель для того, чтобы еще до урока у читателя-школьника появились «свои любимые страницы» изучаемого художественного произведения?

· Какими качествами должен обладать анализ художественного текста в школе, чтобы учащиеся имели возможность открыть на уроке «для себя что-то неожиданное»? Как построить работу на уроке, разработать систему выполнения домашних заданий, чтобы для учащихся «урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту»?

4. «Немало педагогов считают, например, что формализм урока проистекает из обязательного требования составлять его план, конспект, фиксировать цели занятия, его этапы. Не раз доводилось мне быть участником ожесточенных споров о подготовке к уроку. Среди спорящих было немало таких, кто утверждал, что поурочный план, где все «разложено по полочкам», убивает творчество, лишает педагога права на импровизацию. Писать конспекты, планы уроков, по их мнению, пустая трата времени…» Ю.Л. Львова

· Вы тоже считаете формализмом составление планов и конспектов уроков, разработку поурочного планирования?

· Как современная методика решает вопрос о необходимости составлять «план, конспект» урока, «фиксировать цели занятия, его этапы»? Согласны ли вы с таким решением или вас что-то в нем не удовлетворяет?

· Можете вы согласиться с тем, что «разложенный по полочкам» урок или система уроков «убивает творчество», «лишает педагога права на импровизацию»? Если вы придерживаетесь другой точки зрения, поясните, в чем смысл, рациональное зерно и конспектов урока, и поурочного планирования?

Литература

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: