по дисциплине «Муниципальное право»
для студентов 2 курса специальности «Юриспруденция» (4 семестр)
Максимальное количество баллов по дисциплине – 100:
40 баллов – активное участие в семинарских занятиях;
30 баллов – выполнение контрольных заданий;
30 баллов – самостоятельная работа студента.
Промежуточная аттестация – экзамен.
Всего семинарских занятий – 32 часа, т.е. 16 занятий.
Система оценивания:
1. Активное участие в семинарском занятии оценивается:
- отличный ответ – 3 балла;
- хороший ответ – 2 балла;
- дополнение – 1 балл;
- слабый ответ – 1 балл.
2. За период обучения предусмотрено выполнение 2 контрольных работ.
Контрольная работа (тест) и решение юридических задач по темам 1- 6 (см. рабочую учебную программу) – 15 баллов.
Контрольная работа (тест) и решение юридических задач по темам 7-12 – 15 баллов.
3.Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа оценивается отдельно по каждому модулю. По всем обозначенным ниже вопросам составляются конспекты в отдельной тетради.
Модуль 1 – 15 баллов:
1. Охарактеризовать основные положения Европейской хартии местного самоуправления и привести примеры имплементации норм Хартии в российском законодательстве о местном самоуправлении.
2. Заполните таблицу «Местное самоуправление в России с 1864 до 1993 года»
Признаки для сравнения | Земства после 1864г | Земства после 1880-1890гг. | Органы местного самоуправления в 1971-1990гг. | Органы местного самоуправления в 1991-1993гг. |
Нормативные основы | ||||
Система местного самоуправления | ||||
Территориальные основы | ||||
Представительные органы: наименование, порядок формирования, компетенция | ||||
Исполнительные органы: наименование, порядок формирования, компетенция | ||||
Органы территориального общественного самоуправления | ||||
Взаимоотношения с органами государственной власти |
3. Заполнить следующую таблицу «Основные местного самоуправления»:
№ | Название теории | Представители | Содержание теории | Значение теории |
1. |
4. Заполнить следующую таблицу:
Признак для сравнения | Тип местного самоуправления | ||
англосаксонская система | континентальная модель | смешанный тип | |
Государства, в которых существует система | |||
Нормативные основы | |||
Территориальные единицы | |||
Виды органов местного самоуправления | |||
Порядок формирования исполнительных органов | |||
Основы компетенции представительных органов | |||
Основы компетенции исполнительных органов |
5. Осуществить сравнительный анализ трех уставов муниципальных образований. Выделить сходства и отличия.
6. Разработать проект устава муниципального образования.
Модуль 2 – 15 баллов:
1. Провести соотношение понятий «глава муниципального образования» и «глава местной администрации».
2. Заполнить следующую таблицу:
Признак для сравнения | Выборные должностные лица местного самоуправления | Муниципальные служащие |
Способы замещения должности | ||
Основные полномочия | ||
Предъявляемые требования к кандидату на должность | ||
Основания для освобождения от должности |
3. На основе законодательства Республики Башкортостан о муниципальной службе заполнить следующую таблицу:
Виды муниципальных должностей муниципальной службы | Классификационные требования, предъявляемые к муниципальной должности муниципальной службы данного вида |
4.Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Референдум | Опрос |
Нормативные основы | - | - |
Порядок назначения | - | - |
Правовые последствия принятых решений | - | - |
5. Составить конспекты по следующим вопросам:
а) Средства финансовой помощи бюджетам муниципальных образований
б) Модели и формы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти.
в) Порядок передачи государственного имущества, необходимого для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.
6. Проведите сравнение разных видов юридической ответственности, заполнив таблицу:
Критерии для сравнения | Ответственность выборных лиц | Ответ-сть муницип. служащих | Ответ-сть органов местного самоупр-ния перед населением | Ответственность органов местного самоуправления перед государством | Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридич. лицами |
Нормативная основа | |||||
Вид юридической ответственности | |||||
Основание (фактическое, нормативное) | |||||
Субъект, привлекаемый к ответственности | |||||
Субъект, налагающий взыскание | |||||
Перед кем наступает ответственность | |||||
Меры ответственности (вид взыскания) |
В целях лучшего усвоения материала, выполнять указанные задания рекомендуется после рассмотрения соответствующей темы на лекционных и практических занятиях. Для выполнения заданий рекомендуется использовать нормативные правовые акты, а также основную и дополнительную литературу.[1]
Сроки предоставления самостоятельной работы:
1. Самостоятельная работа по модулю 1 предоставляетсянепосредственно после прохождения темы № 5 на практическом занятии до начала прохождения темы № 6.
2. Самостоятельная работа по модулю 2 предоставляетсянепосредственно после прохождения темы № 11 на практическом занятии до начала прохождения темы № 12.
Условия аттестации:
Знания студентов на экзаменах оцениваются по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Основой для определения оценки служит объём и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины, составленной в соответствии с требованиями ГОС ВПО.
Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, тесно увязывающему теорию с практикой. При этом студент не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, не допускающему существенных неточностей в ответе на вопрос. Он должен правильно применять теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеть необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только по основному материалу, но не усвоил его детально, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении материала и испытывает затруднения в выполнении практических работ.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно с большими затруднениями выполняет практические работы.
Студент, набравший менее 25 баллов за семестр, является неуспевающим по данной дисциплине и ему в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно». До момента пересдачи экзамена студент должен сдать все самостоятельные работы, предусмотренные данной технологической картой.
Составитель:
Ст. преподаватель
кафедры уголовного права и процесса С.Ф. Галяутдинова
[1] Список нормативных правовых актов, основной и дополнительной литературы представлен в рабочей учебной программе по дисциплине