5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом).
Для уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно предложить следующие задания:
1) ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Например, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на коробке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответствующую картинку;
2) выполнение действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: Положи мяч на стол (под
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.).
Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают:
1) сказать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, мяч на столе, книга в шкафу, мяч под диваном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т.д.);
2) назвать действия с предметами, выполняемые логопедом;
|
|
3) придумать предложение с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке;
4) составить предложение из слов в начальной форме, например: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина.
Примерные виды заданий и игровых упражнений
а) Лото «Закрой картинку».
Материал — схемы предлогов, картинки, например: птичка в клетке, птичка на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д.
Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картинку схемой предлога.
б) Игра «Закрой, не ошибись».
Материал — карточки с написанными на них предлогами; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д.
Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой.
в) Добавление предлога и падежной флексии существительного в словосочетания с глаголами, например: влетела... (клетка); вылетела... (клетка); подлетела... (клетка); пролетела... (клетка) и т. д.
г)Дополнение предложения словосочета) нием с предлогом.
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Материал — картинки. Логопед читает начало предложения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кладет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки... (под шкаф). Петя поливает цветы... (из лейки). Оля вдевает нитку... (в иголку). Собака сидит... (за деревом) и т. д.
д)Игра «Исправь ошибку».
Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правильно?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как сказать правильно?»; «Корова вреке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста».
|
|
е) Выполнение действий по инструкции. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать инструкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову;
достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).
Образование форм существительных множественного числа
Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа; б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции).
Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет.
Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
I этап — продуктивные формы:
а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.
II этап — менее продуктивные формы:
а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.
III этап — дифференциация грамматических форм. Особое внимание на всех этапах работы уделялось наличию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования.
Закрепление падежных форм существительных множественного числа
Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа
Грамматические формы | Речевой материал |
дательный ПАДЕЖ | |
Окончания -ам/-ям | |
Ударное окончание | Существительные всех склонений: руки (ру |
-ам/-ям при сохране | кам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), |
нии звуковой структу | жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (ру |
ры основы начальной | кавам), дома (домам), носы. (носам), гвоз |
формы слова | ди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (мура |
вьям), скворцы (скворцам), львы (львам), | |
облака (облакам), врачи (врачам), зеркала | |
(зеркалам), огурцы (огурцам) | |
Безударное окончание | Существительные всех склонений: вороны |
-ам/-ям при сохране | (воронам), коровы (коровам), березы (бе |
нии звуковой струк | резам), девочки (девочкам), розы. (розам), |
туры основы началь | бабочки (бабочкам), кошка (кошкам), ку- |
ной формы слова | рицы (курицам), куклы (куклам), медве |
ди (медведям), автобусы (автобусам), | |
котята (котятам), зайцы (зайцам), | |
мальчики (мальчикам), кресла (крес | |
лам), деревья (деревьям), ведра (ведрам), | |
кольца (кольцам), окна (окнам), поло | |
тенце (полотенцам), стулья (стульям), | |
собаки (собакам), братья (братьям) |
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
творительный ПАДЕЖ | |
Окончания -ами/-ями | |
Ударное окончание -ами/ | Существительные всех склонений: |
-ями при сохранении звуко | столы (столами), ежи (ежами), |
вой структуры основы началь | львы (львами), пни (пнями), овощи |
ной формы слова | (овощами), кусты (кустами), ноги |
(ногами), руки (руками), дома (до | |
мами), мячи (мячами), жуки (жу | |
ками), леса (лесами), врачи (врача | |
ми), ковры (коврами), карандаши | |
(карандашами) | |
Безударное окончание -ами/ | Существительные всех склонений: |
-ями при сохранении звуко | куклы (куклами), ведра (ведрами), |
вой структуры основы на | полотенца (полотенцами), кресла |
чальной формы слова | (креслами), платья (платьями), |
стулья (стульями), березы (береза | |
ми), коляски (колясками), дятлы. | |
(дятлами), белки (белками), тет | |
ради (тетрадями) | |
родительный ПАДЕЖ | |
Окончания -ов/-ев | |
Ударное окончание -ов/-ев | Существительные мужского рода: |
при сохранении звуковой | дома (домов), коты (котов), пиро |
структуры основы началь | ги (пирогов), волки (волков), шка |
ной формы слова | фы. (шкафов), дубы (дубов), пауки |
(пауков), топоры (топоров), платки | |
(платков), щенки (щенков), шары | |
(шаров), воробьи (воробьев), ручьи | |
(ручьев), муравьи (муравьев) | |
Безударное окончание -ов/ | Существительные мужского рода: |
-ев при сохранении звуковой | мальчики (мальчиков), тигры (тиг |
структуры основы началь | ров), стулья (стульев), дятлы (дят |
ной формы слова | лов), маки (маков), зайцы (зайцев). |
Существительные среднего рода: | |
платья (платьев), деревья (деревь | |
ев), крылья (крыльев) |
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи <
|
|
Нулевое окончание | |
Нулевое окончание при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Нулевое окончание при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы. (роз), вороны (ворон), собаки (собак), книги (книг), березы (берез). Существительные среднего рода: зеркала (зеркал), яблоки (яблок), колеса (колес), гнезда (гнезд) Существительные женского рода 1 склонения: сумки (сумок), куклы (кукол), ромашки (ромашек), белки (белок), сестры (сестер), скамейки (скамеек), ветки (веток) Существительные среднего рода: кресла (кресел), окна (окон), письма (писем), блюдца (блюдец), кольца (колец) |
Окончание-ей | |
Ударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова «к | Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей) Существительные женского рода 3 склонения: мыши (мышей), печи (печей), лошади (лошадей), двери (дверей), свечи (свечей), дочери (дочерей) Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей) |
Безударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: медведи (медведей), портфели (портфелей) Существительные женского рода 3 склонения: тетради (тетрадей), кровати (кроватей), медали (медалей), ель (елей) |
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
|
|
предложный ПАДЕЖ | |
Окончание -ах/-ях | |
Ударное окончание -ах/ -ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ах/-ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные всех склонений: рукава (рукавах), столы (столах), ноги (ногах), дома (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (лошадях), руки (руках), петухи (петухах), зеркала (зеркалах), пни (пнях) Существительные всех склонений: стулья (стульях), клетки (клетках), девочки (девочках), сумки (сумках), котята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабочках), книги (книгах), реки (реках), ведра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (вазах), платья (платьях) |
Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа.
Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности.
В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)».
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи
а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложения, предметные картинки.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витярисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на стульях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д.
б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж.
Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Собака подбежала к кошкам.. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д.
в) Игра «Что кому дадим?».
Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».
Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.
Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)
г)Игра «Приготовим обед».
Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Овощи и фрукты».
На доске — картинки с изображением фруктов и овощей. Ребенок называет картинки и составляет предложения. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофеля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидоров и т. д,.)
д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом с.)
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Дидактический материал — картинки.
Ребенку предлагается назвать картинки, например, чашки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клетки с птицами и т. д..
Формирование словоизменения глагола
В процессе логопедической работы по формированию системы словоизменения глаголов и закреплению связей глагольных форм с существительными придается особое значение. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения.
На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.
На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с ЗПР.
Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных
На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат. В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут, печет — пекут, течет — текут и т. д.
С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т. д. Ребенок должен
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит —... (ваза), стоят —... (вазы.)).
Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи:
а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;
б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает. Девочки читают и т. д.);
в) добавление слова (существительного или глагола) в словосочетание или предложение (Бежит... (мальчик). Бегут... (мальчики). Птицы... (летят). Птица... (летит) и т. д.);
г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.).
Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.
Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам
а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа.
Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты.
б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа.
Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют,ри~ сует и т. д.).
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.
в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа.
Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т.д.).
Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы.
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных
в роде и числе
Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивной речи (I этап), затем — в экспрессивной речи (II этап).
На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.
В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР.
Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.).
Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм
в экспрессивной речи
а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась.... Разбился.... Разбилось.... Разбились....Девочка.... Мальчик.... Облако... и т. д.).
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
б) Добавление последнего слога слова (глагола). Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на
картинку и закончить начатое им слово (например, стул
упа...; дерево упа...; кукла упа...).
в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало —... (дерево, яйцо, яблоко); висело —... (пальто, платье, зеркало); сидел —... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла ~... (лодка, утка, девочка).
г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.).
Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:
1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).
3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже осуществляется в следующей последовательности:
1) согласование прилагательного с существительным в мужском роде;
2) согласование прилагательного с существительным в женском роде;
3) согласование прилагательного с существительным в среднем роде;
4) дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Каждая грамматическая форма рода отрабатывается по такому плану: а) уточнение употребления формы с ударным окончанием; б) уточнение употребления формы с безударным окончанием.
В импрессивной речи для уточнения понимания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа могут использоваться такие задания, как: Покажи картинку, о которой скажем «синий», «синяя», «синие», «синее». Выбери картинку, о которой скажем «красный», «красная», «красные», «красное» и т. д.
Закрепление согласования прилагательных с существительными в различных падежах единственного и множественного числа
1) Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.