В и за; в и над; в и под; в и перед)

5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом).

Для уточнения понимания предлогов в им­прессивной речи можно предложить следующие за­дания:

1) ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Напри­мер, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на короб­ке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответ­ствующую картинку;

2) выполнение действия с предметами в соответствии с за­даниями логопеда, например: Положи мяч на стол (под


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.).

Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают:

1) сказать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, мяч на столе, книга в шкафу, мяч под дива­ном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т.д.);

2) назвать действия с предметами, выполняемые логопедом;

3) придумать предложение с опорой на выполненное дей­ствие или по сюжетной картинке;

4) составить предложение из слов в начальной форме, на­пример: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а) Лото «Закрой картинку».

Материал — схемы предлогов, картинки, например: птич­ка в клетке, птичка на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д.

Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картин­ку схемой предлога.

б) Игра «Закрой, не ошибись».

Материал — карточки с написанными на них предлога­ми; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д.

Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой.

в) Добавление предлога и падежной флек­сии существительного в словосочетания с глаголами, на­пример: влетела... (клетка); вылетела... (клетка); под­летела... (клетка); пролетела... (клетка) и т. д.

г)Дополнение предложения словосочета) нием с предлогом.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Материал — картинки. Логопед читает начало предло­жения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кла­дет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки... (под шкаф). Петя поливает цве­ты... (из лейки). Оля вдевает нитку... (в иголку). Собака сидит... (за деревом) и т. д.

д)Игра «Исправь ошибку».

Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка чи­тал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правиль­но?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как ска­зать правильно?»; «Корова вреке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста».

е) Выполнение действий по инструкции. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать ин­струкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову;

достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).

Образование форм существительных множественного числа

Образование форм существительных множественного чис­ла проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множествен­ного числа; б) образование предложно-падежных конструк­ций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного чис­ла осуществляется в следующей последовательнос­ти: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции).

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдель­ных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет.

Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

I этап — продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

II этап — менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

III этап — дифференциация грамматических форм. Особое внимание на всех этапах работы уделялось нали­чию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования.

Закрепление падежных форм существительных множественного числа

Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа

Грамматические формы Речевой материал
дательный ПАДЕЖ
Окончания -ам/-ям
Ударное окончание Существительные всех склонений: руки (ру­
-ам/-ям при сохране­ кам), ноги (ногам), воробьи (воробьям),
нии звуковой структу­ жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (ру­
ры основы начальной кавам), дома (домам), носы. (носам), гвоз­
формы слова ди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (мура­
  вьям), скворцы (скворцам), львы (львам),
  облака (облакам), врачи (врачам), зеркала
  (зеркалам), огурцы (огурцам)
Безударное окончание Существительные всех склонений: вороны
-ам/-ям при сохране­ (воронам), коровы (коровам), березы (бе­
нии звуковой струк­ резам), девочки (девочкам), розы. (розам),
туры основы началь­ бабочки (бабочкам), кошка (кошкам), ку-
ной формы слова рицы (курицам), куклы (куклам), медве­
  ди (медведям), автобусы (автобусам),
  котята (котятам), зайцы (зайцам),
  мальчики (мальчикам), кресла (крес­
  лам), деревья (деревьям), ведра (ведрам),
  кольца (кольцам), окна (окнам), поло­
  тенце (полотенцам), стулья (стульям),
  собаки (собакам), братья (братьям)

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

творительный ПАДЕЖ
Окончания -ами/-ями
Ударное окончание -ами/ Существительные всех склонений:
-ями при сохранении звуко­ столы (столами), ежи (ежами),
вой структуры основы началь­ львы (львами), пни (пнями), овощи
ной формы слова (овощами), кусты (кустами), ноги
  (ногами), руки (руками), дома (до­
  мами), мячи (мячами), жуки (жу­
  ками), леса (лесами), врачи (врача­
  ми), ковры (коврами), карандаши
  (карандашами)
Безударное окончание -ами/ Существительные всех склонений:
-ями при сохранении звуко­ куклы (куклами), ведра (ведрами),
вой структуры основы на­ полотенца (полотенцами), кресла
чальной формы слова (креслами), платья (платьями),
  стулья (стульями), березы (береза­
  ми), коляски (колясками), дятлы.
  (дятлами), белки (белками), тет­
  ради (тетрадями)
родительный ПАДЕЖ
Окончания -ов/-ев
Ударное окончание -ов/-ев Существительные мужского рода:
при сохранении звуковой дома (домов), коты (котов), пиро­
структуры основы началь­ ги (пирогов), волки (волков), шка­
ной формы слова фы. (шкафов), дубы (дубов), пауки
  (пауков), топоры (топоров), платки
  (платков), щенки (щенков), шары
  (шаров), воробьи (воробьев), ручьи
  (ручьев), муравьи (муравьев)
Безударное окончание -ов/ Существительные мужского рода:
-ев при сохранении звуковой мальчики (мальчиков), тигры (тиг­
структуры основы началь­ ров), стулья (стульев), дятлы (дят­
ной формы слова лов), маки (маков), зайцы (зайцев).
  Существительные среднего рода:
  платья (платьев), деревья (деревь­
  ев), крылья (крыльев)

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи <

Нулевое окончание  
Нулевое окончание при со­хранении звуковой структу­ры основы начальной фор­мы слова Нулевое окончание при из­менении звуковой структу­ры основы начальной фор­мы слова Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы. (роз), вороны (ворон), собаки (со­бак), книги (книг), березы (берез). Существительные среднего рода: зер­кала (зеркал), яблоки (яблок), коле­са (колес), гнезда (гнезд) Существительные женского рода 1 склонения: сумки (сумок), куклы (кукол), ромашки (ромашек), белки (белок), сестры (сестер), скамейки (скамеек), ветки (веток) Существительные среднего рода: крес­ла (кресел), окна (окон), письма (пи­сем), блюдца (блюдец), кольца (колец)
Окончание-ей
Ударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова «к Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей) Существительные женского рода 3 склонения: мыши (мышей), печи (пе­чей), лошади (лошадей), двери (две­рей), свечи (свечей), дочери (дочерей) Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей)
Безударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: медведи (медведей), портфели (пор­тфелей) Существительные женского рода 3 склонения: тетради (тетрадей), кровати (кроватей), медали (меда­лей), ель (елей)

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

предложный ПАДЕЖ
Окончание -ах/-ях
Ударное окончание -ах/ -ях при сохранении зву­ковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ах/-ях при сохранении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова Существительные всех склонений: рука­ва (рукавах), столы (столах), ноги (но­гах), дома (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (ло­шадях), руки (руках), петухи (пету­хах), зеркала (зеркалах), пни (пнях) Существительные всех склонений: сту­лья (стульях), клетки (клетках), де­вочки (девочках), сумки (сумках), ко­тята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабоч­ках), книги (книгах), реки (реках), вед­ра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (ва­зах), платья (платьях)

Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа.

Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в анало­гичной последовательности.

В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи кар­тинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи

а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложе­ния, предметные картинки.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопед читает начало предложения и показывает кар­тинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витярисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щен­ков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на сту­льях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д.

б) Ответы на вопросы, требующие постановки дан­ного слова в определенный падеж.

Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Со­бака подбежала к кошкам.. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д.

в) Игра «Что кому дадим?».

Закрепление формы дательного падежа существитель­ных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».

Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и под­бирает соответствующие картинки. Например: Кости да­дим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)

г)Игра «Приготовим обед».

Закрепление формы родительного падежа существитель­ных по теме «Овощи и фрукты».

На доске — картинки с изображением фруктов и ово­щей. Ребенок называет картинки и составляет предложе­ния. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофе­ля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидо­ров и т. д,.)

д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­тельного падежа с предлогом с.)


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Дидактический материал — картинки.

Ребенку предлагается назвать картинки, например, чаш­ки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клет­ки с птицами и т. д..

Формирование словоизменения глагола

В процессе логопедической работы по формированию си­стемы словоизменения глаголов и закреплению связей гла­гольных форм с существительными придается особое значе­ние. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференци­ации глаголов настоящего времени единственного и множе­ственного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по диффе­ренциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существи­тельных в роде. Эти формы появляются в процессе онтоге­неза на более поздних этапах и вызывают большие сложно­сти при усвоении их детьми с ЗПР.

Согласование в числе глаголов настоящего времени и существи­тельных

На начальных этапах логопедической работы закрепля­ются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; го­ворит — говорят; молчит — молчат. В дальнейшем боль­шое внимание уделяется глагольным формам с чередовани­ем звуков в основе, например, бежит — бегут, печет — пекут, течет — текут и т. д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т. д. Ребенок должен


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о несколь­ких (например, стоит —... (ваза), стоят —... (вазы.)).

Примерные виды упражнений для закрепления правиль­ного употребления глаголов в самостоятельной речи:

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по кар­тинкам (Девочка читает. Девочки читают и т. д.);

в) добавление слова (существительного или глагола) в словосочетание или предложение (Бежит... (мальчик). Бегут... (мальчики). Птицы... (летят). Птица... (ле­тит) и т. д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет пер­вый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.).

Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появле­ния грамматических форм глаголов в онтогенезе в следу­ющем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множе­ственного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множествен­ного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единствен­ного числа.

Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово и подставить к нему слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и мно­жественного числа.

Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют,ри~ сует и т. д.).


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множе­ственного числа.

Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечи­те, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т.д.).

Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы.

Согласование глаголов прошедшего времени и существительных

в роде и числе

Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивной речи (I этап), за­тем — в экспрессивной речи (II этап).

На каждом этапе работа над глагольными формами осу­ществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы сред­него рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциа­ция глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, кото­рые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР.

Для закрепления понимания глагольных форм прошед­шего времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм

в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложе­ние с опорой на картинки. (Разбилась.... Разбился.... Разби­лось.... Разбились....Девочка.... Мальчик.... Облако... и т. д.).


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

б) Добавление последнего слога слова (глагола). Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на

картинку и закончить начатое им слово (например, стул

упа...; дерево упа...; кукла упа...).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соот­ветствуют названной глагольной форме, например, лежа­ло —... (дерево, яйцо, яблоко); висело —... (пальто, платье, зеркало); сидел —... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла ~... (лодка, утка, девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать пред­ложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.).

Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в про­цессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:

1. Согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа.

2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).

3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредлож­ные конструкции; б) конструкции с предлогами.

Согласование прилагательного с суще­ствительным в именительном падеже осуще­ствляется в следующей последовательности:

1) согласование прилагательного с существительным в мужском роде;

2) согласование прилагательного с существительным в женском роде;

3) согласование прилагательного с существительным в среднем роде;

4) дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Каждая грамматическая форма рода отраба­тывается по такому плану: а) уточнение употребления фор­мы с ударным окончанием; б) уточнение употребления фор­мы с безударным окончанием.

В импрессивной речи для уточнения понимания согласо­вания прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа могут ис­пользоваться такие задания, как: Покажи картинку, о ко­торой скажем «синий», «синяя», «синие», «синее». Выбери картинку, о которой скажем «красный», «красная», «крас­ные», «красное» и т. д.

Закрепление согласования прилагательных с существитель­ными в различных падежах единственного и множественного числа

1) Согласование прилагательного с существительным в имени­тельном падеже единственного и множественного числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: