В целом, в процессе логопедической работы связь значения и звукового выражения закрепляется с помощью определения звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе общей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется дифференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразования у дошкольников с ЗПР является смешение словообразовательных форм со сходными значениями.
Методы логопедической работы по формированию словообразования существительных, глаголов и прилагательных
словообразование СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ *
Образование существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов
В процессе коррекционной работы в первую очередь отрабатывается продуктивный суффикс -ик-; затем проводится работа с менее продуктивными суффиксами: -чик-; -очк";
-ечк-; -ц-.
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
|
|
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования уменьшительно-ласкательных существительных в экспрессивной речи
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного по опорным словам с помощью картинок. Дидактический материал — парные картинки. Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос—носик; рот—ротик; назьгвет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс -ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новые слова, например, таз — тазик; сад — садик; лоб — лобик;
клюв — клювик; гвоздь — гвоздик; куст — кустик; карандаш — карандашик; хвост — хвостик; халат — халатик; лист — листик и т. д.
б) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного с помощью суффикса -чик-.
Дидактический материал — парные картинки (шкаф — шкафчик; стул — стульчик; чемодан — чемоданчик; вагон — вагончик; диван — диванчик; суп — супчик; попугай — попугайчик; помидор — помидорчик; портфель — портфельчик и т. д.).
Логопед просит ребенка назвать картинки.
в) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов -ц"; -иц-.
Дидактический материал — парные картинки (дерево — деревцо; платье — платьице; окно — оконце; одеяло — одеяльце; кресло — креслице; зеркало — зеркальце и т. д.).
Логопед называет большой предмет, а ребенок — маленький.
г) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффикса -очк-/-ечк-.
Дидактический материал — парные картинки (ваза — вазочка; юбка — юбочка; бочка — бочечка; лапа — лапочка; вилка — вилочка; чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; лента — ленточка; клетка — клеточка; кружка — кружечка; куртка — курточка; по-
|
|
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
душка — подушечка; стена — стеночка; почка — почечка и т. д.).
Логопед предлагает ребенку назвать только маленькие предметы.
Образование существительных с помощью суффикса -ниц-
со значением вместилища
Коррекционная работа по образованию данных форм проходит в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова. На II этапе — словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова.
Для закрепления употребления суффикса -ниц- (со значением вместилища) может быть использован следующий примерный речевой материал: соус — соусница; сахар — сахарница; суп — супница; пепел — пепельница; хлеб — хлебница;
чай — чайница; сухари — сухарница; чернила — чернильница; салат — салатница; мыло — мыльница и т. д.
Примерные виды заданий и игровых упражнений
а)Игра «Назови предмет».
Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т. д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб — в хлебнице, конфеты — в конфетнице;
сахар — в сахарнице, мыло в мыльнице и т. д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку -ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например:
Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Наливают суп? Держат чай? и т. д.
б)Игра «Что для чего?».
Логопед просит ребенка посмотреть на предметы, которые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Например: для чая нужна чайница; для соуса — соусница; для салата —... и т. д. При затруднениях логопед произносит 1-2
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чая нужна чай... (ница), для салата — салат (ница).
Образование существительных с помощью суффикса -инк-Образование существительных с помощью суффикса -инк- проходит с учетом наличия чередования звуков в основе производного слова.
На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксом -инк- без чередования звуков, на II э т а -п е проходит работа над формами с чередованием звуков в основе производного слова.
В ходе обучения может быть предложен следующий примерный речевой материал: пыль — пылинка, дождь — дождинка, виноград — виноградинка, солома — соломинка, бусы — усинка, изюм — изюминка, град — градинка, икра — икринка, роса — росинка, хворост — хворостинка; горох — горошинка, чай — чаинка, снег — снежинка, песок — песчинка.
Вышеназванные словообразовательные формы отрабатываются в процессе игр и игровых упражнений.
В качестве примера предложим игру «Измени слово». Речевой материал подбирается в зависимости от этапа работы. Логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по его образцу:
Виноград — виноградинка, солома —... и т. д.
Образование названий детенышей животных и птиц Логопедическая работа по данному направлению осуществляется с учетом наличия или отсутствия чередования звуков в основе слова и проходит в три этапа.
I этап — работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова.
II этап — работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова.
III этап — работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма (замена корня производного слова).
|
|
Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Этапы работы | Речевой материал |
1этап | Лиса (лисенок), гусь (гусенок), ворона (вороненок), еж (ежонок), лось (лосенок), тигр (тигренок), слон (слоненок),олень (олененок) |
II этап | Индюк (индюшонок), орел (орленок), белка (бельчонок), волк (волчонок), кошка (котенок), медведь (медвежонок), заяц (зайчонок), лев (львенок), кролик (крольчонок), галка (галчонок) |
III этап | Овца (ягненок), корова (теленок), лошадь (жеребенок), свинья (поросенок), курица (цыпленок), собака (щенок) |
Для закрепления словообразовательной формы в импрес-сивной речи ребенку предлагается принести картинку, показать картинку, соединить пары картинок.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования названий детенышей животных и птиц в экспрессивной речи
а)Игра «Собери семью».
Дидактический материал — предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.
Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.
Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.
б)Игра «Помоги Незнайке».
Логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: корова и жеребенок, еж и утенок и т. д. Логопед просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живет.
Речевой материал используется с учетом этапа работы над словообразовательными формами.
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
в) Игра «Гости». (Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.)
Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т. д.
г) Понимание грамматического значения суффиксов существительных.
|
|
Логопед читает рассказ: «Жил в лесу Прук. Вместе с ним жила Прукиха. У них был Прукенок. Рядом жила еще одна прукиная семья». Затем логопед просит ребенка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукенок. В случае трудностей при объяснении ребенку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прукихи, Прукенка).
Образование существительных, обозначающих профессии В образовании существительных, обозначающих профессии, участвуют суффиксы -щик-; -чик-; -иц-; -ниц-. Поэтому работа проводится именно над этими суффиксами с учетом последовательности появления их в онтогенезе. Работа осуществляется в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксами -щик-; -чик-, обозначающие мужские профессии. На II этапе — словообразовательные формы с суффиксами -иц-; -ниц-, обозначающие женские профессии.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования
существительных, обозначающих профессии
а) Игра «Как назвать того, кто...». (Образование существительных с суффиксом -щик- по картинкам и опорным словам.)
Дидактический материал — картинки. Например: Сварщик сваривает трубы. Стекольщик вставляет стекла. Крановщик работает на кране. Часовщик чинит часы и т. д.
Логопед говорит ребенку, показывая соответствующую картинку: «Это упаковщик. Он упаковывает вещи. Это танцовщик. Он танцует на сцене». При этом логопед интонационно выделяет голосом суффикс -щик-. Затем логопед
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
просит ребенка показать, кто работает на кране и назвать его профессию (крановщик). В случае затруднений логопед называет одну из профессий: «На сцене танцует танцовщик, а кто работает на кране?»
б) Игра «Кто ты?».
Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик.)»
в)Образование названий профессий с помощью суффикса -чик-.
Дидактический материал — картинки (летчик, резчик, грузчик, переплетчик, переводчик, перевозчик, водопроводчик, докладчик и т. д.).
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать того, кто грузит грузы; переплетает книги; чинит водопровод и т.д.
г) Образование названий женских профессий при помощи суффиксов -ниц-; -иц-.
Дидактический материал — картинки (воспитатель — воспитательница; учитель — учительница; художник — художница; певец — певица; писатель — писательница ит.д.).
Логопед называет мужскую профессию, например, ху-^ дожник и предлагает ребенку назвать соответствующую жен| скую профессию (художница).
словообразование ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Данная работа проходит с учетом появления прилагатель| ных в онтогенезе по плану:
1) образование притяжательных прилагательных (снача ла — с суффиксом -ин-, затем — с суффиксом -]-);
2) образование качественных прилагательных;
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
3) образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом -ов-, затем — с суффиксом -н-).
Образование притяжательных прилагательных Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.
I этап — образование прилагательных с суффиксом
-ин-.
II этап — образование прилагательных с суффиксом
-]- без чередования звуков в основе производного слова.
III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -]- с чередованием звуков в основе производного слова.
Особое внимание уделяется на всех этапах коррекцион-ного воздействия формированию среднего рода прилагательных, которое начинается после усвоения мужского и женского рода.