Грамматические формы | Речевой материал |
Формы мужского рода | |
Ударное окончание Безударное окончание | Голубой, большой, молодой, шерстяной, лесной, небольшой, дорогой, меховой Синий, красный, желтый, добрый, веселый, хороший, белый, черный, холодный, мягкий, старый, высокий |
Формы женского рода | |
Ударное окончание Безударное окончание | Шерстяная, большая, лесная, дорогая, молодая, голубая, небольшая, меховая Синяя, зеленая, веселая, хорошая, белая, черная, красная, высокая, низкая, холодная, умная, длинная, мягкая, заботливая, пушистая |
Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Формы среднего рода | |
Ударное окончание Безударное окончание | Большое, меховое, голубое, шерстяное, дорогое, молодое, лесное, небольшое Вкусное, круглое, деревянное, теплое, сладкое, белое, интересное, новое, стеклянное, мягкое, удобное |
Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
а)Игра «Помоги Незнайке».
Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например:
|
|
зима —... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя);
снег —... (белый, пушистый, мокрый, холодный); ветер —... (сильный, морозный, резкий); солнце —... (яркое, ласковое, теплое); дни —... (короткие, длинные, темные, морозные) и т. д.
б)Игра «Пароль».
На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; голубая юбка; синее ведро и др.
Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои.
в) Игра «Магазин».
Логопед берет на себя роль ^покупателя, а ребенку предлагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например:
«Что у вас есть из меха?», — а ребенок отвечает: «В магазине есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рукавицы».
^Составление или отгадывание вопросов-загадок. («Голубое, нарядное, шелковое — это кофта или платье?»; «Шерстяная, вязаная, красная — это шарф или шапка?»; «Желтое, круглое, сладкое — это яблоко или лимон».)
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
д)Игра с мячом «Угадай предмет». Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, красная — лента, рубашка, шапка, сумка; красный — цветок, шарик, карандаш; красное — солнце, яблоко, платье и т. д.
е) Добавление прилагательного в предложение. Например: Слон большой, а комар..... Суп горячий, а компот.... Апельсин сладкий, а лимон.... Дерево высокое, а трава....
Согласование прилагательного с существительным в косвенных
|
|
падежах единственного числа
Коррекционно-логопедическая работа проводится в следующей последовательности: а) с беспредложными конструкциями; б) с предложными конструкциями.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции).
а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные».)
Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.
Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Логопед дает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко дадим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Молоко дадим ласковой кошке и т. д.
б) Добавление слов к глаголу при ответе на вопрос «Чем можно...?». (Закрепление формы творительного падежа.)
Дидактический материал — картинки или предметы (например, ^учка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотенце, топор, пила и т. д.).
10 Я-286 |
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Писать можно красивой ручкой. Рисовать можно красным карандашом. Копать можно большой лопатой. Вытираться можно мягким полотенцем. Умываться можно душистым мылом и т. д.
в) Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закрепление формы родительного падежа.)
Дидактический материал — картинки (например, голубое платье; синий цветок: зеленый платок; веселый мальчик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубого платья; нет зеленого платка и т. д.
г)Игра «Скажи, не ошибись». (Закрепление винительного падежа существительных.)
Дидактический материал — картинки (например, желтое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.).
Логопед называет часть предложения, ребенок заканчивает его, используя нужную картинку. Например: Мама стирает... (желтое платье). Мальчик нашел... (дубовый лист). Девочка уронила на пол... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (конструкции с предлогами) а) Игра «Закончи предложение». Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили... (в коричневый кувшин). Цветок растет... (у высокого забора). Аня съехала... (с ледяной горы).
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
б) Игра «Исправь ошибки Незнайки». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как сказать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки».
в) Игра «Что с чем?». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом с.)
Дидактический материал — картинки (например, чашка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.).
Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает образец ответа: «Кошка с красным клубком».
Согласование прилагательного с существительным во множественном числе
Логопедическая работа по согласованию прилагательного с существительным во множественном числе проводится по плану: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.
|
|
Примерные виды заданий и игровых упражнений
а) Закончить предложение (с опорой на картинку). Например: Мама держит... (желтые цветы). Аня принесла молоко... (маленьким котятам). Папа собрал много... (красных яблок). Самолет летел... (над голубыми озерами). Мальчик подошел... (к высоким деревьям).
б)Игра «Помоги Незнайке».
Логопед читает предложения с неправильными окончаниями прилагательных и просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые) цветами.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Методика формирования словообразования
Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесение их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования.
Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у данной категории детей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.
Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ЗПР.
При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
|
|
Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-образного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов раз-
§ 4, Методика работы по формированию грамматического строя речи
личного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения; д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифференциация слов с аффиксами одного значения.
Каждую словообразовательную форму сначала закрепляют в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения понимания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назовет логопед; в) выполнить действия.
Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.
I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием денотатов на невербальном уровне.
На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:
1) образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала — формы с продуктивным суффиксом -ик-; затем — с менее продуктивными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);
2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;
3) образование существительных с помощью суффикса
4) образование названий детенышей животных и птиц;
5) образование существительных, обозначающих профессии, с помощью следующих суффиксов: -щик-; -чик-;
-иц-; -ниц-.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:
1) образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-; затем — с суффиксом -]-);
б) образование качественных прилагательных; в) образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом ов-; затем — с суффиксом-н-);
2) образование возвратных глаголов;
3) образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-; вы-; при-; от-;