При разработке совместных целей очень важно иметь свое представление о содержании и смысле сказанного. Слова, которые мы используем, многозначны и могут подвести нас, стать причиной непонимания.
В НЛП существует специальная процедура уточнения содержания и смысла сказанного. Суть ее – в умении задавать вопросы. Пять вопросов-пойнтеров специалисты по НЛП считают самыми полезными инструментами.
Первые два пойнтера предназначены для работы с неспецифическими существительными и глаголами. Дж. Гриндер называет их «разрушением существительного» и «разрушением глагола». Третий пойнтер имеет дело с правилами, обычно представляемыми в терминах «должен», «не должен», «обязан». Четвертый пойнтер используется для обобщений, выражаемых обычно словами: «все», «всегда», «никогда», «говорят», «считают». Пятый имеет дело с наречиями, такими как «лучше», «хуже», «больше «, «легче» и т.п.
Пойнтер I: существительное. Первый пойнтер нужен для уточнения смысла существительных. Например, вам скажут: «Завтра обязательно принесите отчет». «Какой именно отчет?» – можете спросить вы. Или вас спросят: «Вы помните о своем обещании?» – «Каком именно обещании?» «Смотрели вчера передачу?» – «Какую именно передачу?» При этом уточняющий вопрос можно задать немедленно или подождать более подходящего момента: все зависит от обстоятельств.
|
|
Пойнтер II: глаголы. Второй пойнтер нужен для уточнения смысла глаголов. Например, клиент говорит вам: «Меня в детстве наказывали». – «Как именно вас наказывали?» – последует вопрос.
Пойнтер III: правила. В жизни человека существует множество узаконенных и неузаконенных правил, обычно выраженных в словах: «должен», «не должен», «обязан», «надо», «не можешь». Они создают ограничения человеческим возможностям, лежащим за их пределами. Человеку иногда стоит пересматривать принятые правила, сомневаясь в их необходимости и своевременности. Третий пойнтер в НЛП как раз и предназначен для этих целей.
Слова «должен», «надо» уточняются через вопрос: «А что будет, если я не сделаю этого?» А слова «не должен», «не могу», «не надо» требуют вопроса: «А что будет, если я сделаю это?»
Такие вопросы проверяют обоснованность правил и ограничений. Отвечая на них, можно обнаружить новые способы поведения, скрытые за правилами, в справедливости которых обычно привыкли не сомневаться. Например: «Я всегда должен сдавать экзамены на отлично». – «А что если Вы получите другую оценку?» Поэтому вопросы третьего пойнтера надо задавать, добившись раппорта с собеседником и внимательно всматриваться, вслушиваться и чувствовать ответную реакцию. Необходимо вовремя остановиться, если вы заметите проявления гнева, агрессии, озлобленности. Опытные специалисты НЛП советуют смягчить третий пойнтер, сопровождая его словами: «Мне интересно, что вы конкретно имеете в виду...», «Мне любопытно знать...», «Не захотите ли вы выяснить...», а затем внимательно посмотреть, как реагирует собеседник на пойнтер.
|
|
Пойнтер IV: обобщения. Четвертый пойнтер предназначен для того, чтобы избежать ошибок, которые возникают из-за обобщений. Обобщение – естественный процесс мышления. В отечественной психологии этот механизм обобщения назывался стереотипизацией. Психологи считают, что обобщения часто искажают реальность человека и ограничивают его возможности. Обычно, обобщая, мы используем слова «все», «каждый», «всегда», которые, как правило, не соответствуют истине. Это – обобщающие слова, а они игнорируют исключения из правил, ограничивают наше поведение, закрывая пути, которые могли бы привести нас к решению многих проблем.
Слово «никогда» – тоже обобщение. Например: «Мне никогда не удается наладить отношения с этим человеком». Используя четвертый пойнтер, мы можем просто переспросить с восходящей интонацией: «Никогда?» – и проверить свои возможности.
Схема 2. Тренировка использования пойнтера обобщения
Шаг 1: Скажите сами себе: | Шаг 2: Спросите сами себя: |
«Всегда!» | «Всегда?» |
«Все!» | «Все?» |
«Никогда!» | «Никогда?» |
«Они!» | «Они?» |
«Говорят!» | «Говорят?» |
«Считают!» | «Считают?» |
Пойнтер V: сравнения. Пятый пойнтер используется для уточнения сравнений, таких как «лучше», «хуже», «легче» и т.д., и иногда помогает получить очень полезную информацию. Если вы услышите:»Лучше сделать это», вы можете спросить: «Лучше по сравнению с чем?» Такой вопрос иногда высвечивает скрытые возможности.
Пойнтеры необходимы, когда нужна точная информация, их использование помогает психологу быть конкретным.