Положение равновесия потребителя( в кардиналистской теории)

Благо MU P MU/P
А      
В      
С      

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов:

Если MU1/P1= MU2/P2= ….= MUn/Pn,то и MU1/MU2= P1/P2

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, т.е.

MU1/MU2/…/MUn= P1/P2/…/Pn

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

MU1/P1=MU2/P2= …= MUn/Pn=l,

где l - предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi=Pil

Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ=МС.

Особенности потребительского спроса

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (см. 2.1.1).

Наконец, следует иметь в виду, что полезность закупок максимизируется при условии соблюдения пропорции: «одинаковая предельная полезность на каждую дополнительную единицу денежных затрат». В то же время абсолютная величина закупок благ определяется размерами бюджета потребителя, что можно выразить следующим образом:

Qх Px + … +Qу Py = i, (5.3)

где Qх, Qу ¾ количество приобретаемых благ; Px, Py ¾ цены этих благ; i ¾ доход потребителя, его личный бюджет.

1) множественность видов потребления (каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ);

2) ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна;

3) транзитивность. Теория потребительского поведения исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя (логическое выражение: если А,В и С – комбинации каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С;

4) субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута;

5) убывающая предельная полезность – предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: