В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ”
Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском
хозяйстве.
Производство качественной сельскохозяйственной продукции.
Предметом аграрного права является прежде всего определенная совокупность общественных отношений, непосредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением и реализацией. Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики, от состояния которой зависит обеспечение населения продуктами питания, а промышленности — сырьем. Именно сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от форм собственности на контрактной основе выполняют заказы на закупку и поставку товарной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Товарной — значит, по качеству соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям, устанавливаемым государственными контрактами.
|
|
Проблемы функционирующего сельского хозяйства — это проблемы национальной безопасности, в частности продовольственной независимости страны (продовольственной безопасности). Одними из составляющих продовольственной безопасности являются качество и безопасность пищевой продукции.
Вопросы качества продовольствия непосредственно связаны со здоровьем населения — важным фактором развития страны.
В Российской Федерации за последние годы по данной проблеме принят пакет нормативных правовых актов. Например, Федеральные законы от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЭ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»; и другие акты, регламентирующие качество и безопасность пищевых продуктов посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
проведения субъектами, осуществляющими деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов;
|
|
применения мер по пресечению нарушений требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Производители обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
Федеральные органы исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора обеспечивают граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и др. информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов.
Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ст. 10) «О защите прав потребителей» содержит специальную норму об информации о товарах, которая должна содержать:
сведения об основных потребительских свойствах товаров в отношении продуктов питания;
сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%);
пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о дате и месте изготовления и об упаковке (расфасовке) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ.
Совершенствование процесса производства сельскохозяйственной продукции невозможно без материального (морального) стимулирования, поскольку производство качественной продукции влечет за собой значительные дополнительные затраты.
В целях увеличения объема производства и реализации качественной продукции крайне необходимо экологизировать весь процесс выращивания растениеводческой и животноводческой продукции, изыскивать новые подходы, например, предоставляя производителям кредитные и налоговые льготы.
На процесс производства продукции сельского хозяйства влияют как естественные (природные) факторы, так и особенности правового положения субъектов отношений по ее производству — производителей. Это предопределяет необходимость выработки новой концепции форм влияния государства на производство качественной продукции с учетом его перспективного развития, сочетая механизмы публично-правового и частноправового регулирования.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В Законе № 52-ФЗ (ст. 15) перечислены санитарно-эпидемиологические требования к продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
|
|
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным нормам.
Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, немедленно снимаются с производства или реализации.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.
Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации и предназначенная для реализации населению, не должна: оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания; допускаться к ввозу на территорию Российской Федерации без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным нормам.
Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию нашей страны подлежат государственной регистрации.
Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок продукции.
|
|
Отдельные статьи Закона № 52-ФЗ регулируют санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии (обязательность санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам и государственная регистрация веществ и продукции). Статья 44 Закона посвящена государственному санитарно- эпидемиологическому надзору.
Порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов». В постановлении помимо органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, перечислены другие органы исполнительной власти, выполняющие функции в данной области. Например, на органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации возложен государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:
пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);
условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок;
пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления и др.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на основании Федерального закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и в соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 48 осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств для животных.
Зарегистрированные в установленном порядке лекарственные средства для животных включаются в Реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, который на основании постановления Правительства РФ от 12 июля 2008 г. № 450 находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.
Цель ведения реестра – государственный контроль за безопасным использованием кормов, полученных из модифицированных организмов.
В случае выявления негативного воздействия корма, полуенного из модифицированных организмов, на здоровье животных, подтвержденного проведенной в установленном порядке экспертизой, государственная регистрация корма может быть аннулирована Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (с соответствующей записью в реестре).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы производят государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам, например: качества продукции, упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и поставке.
С 1 ноября 2005 г. контроль качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В полномочия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и др. входят меры по обеспечению взаимодействия, усилению и повышению эффективности государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью продукции при ее изготовлении и обороте.
Улучшение качества сельскохозяйственной продукции является национальной проблемой всех государств независимо от их политического и экономического строя. Поэтому в Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства РФ На 2001-2010 годы, во исполнение Плана первоочередных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», производство качественной сельскохозяйственной продукции — первостепенная задача.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» одобрена программа по развитию сельского хозяйства, основными целями которой являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Наряду с действующим Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сельскохозяйственное производство остро нуждается в стандартах на технологические операции для комплексного управления качеством продукции, в разработке модели экологически устойчивого аграрного производства на основе системы мер по предотвращению деградации земель, системы экологических ограничений землепользования и землевладения, мер по охране земель при различных формах земельной собственности. Экологическое (биологическое, органическое, альтернативное) сельское хозяйство — одно из направлений сельского хозяйства, при котором не используются генно-модифицированные организмы, синтетические химические удобрения и средства защиты. Все процессы производства в соответствии с сертификатом обеспечивают замкнутый цикл при достижении природо- и ресурсосберегающего эффекта.
Сертифицированное экологически чистое сельское хозяйство практикуется в десятках стран мира и является одним из самых быстрорастущих сегментов аграрного рынка. По потреблению экологических продуктов сельского хозяйства на душу населения мировыми лидерами являются Швейцария и США. Самыми большими площадями под экологическое сельскохозяйственное производство располагают Австралия, Аргентина и Китай.
В настоящее время не существует общепринятой международной классификации нового рынка экологически безопасной продукции, охватывающей все сферы производства и услуг. 32 страны имеют утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию. В России есть международный экологический фонд, который ведет лишь Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной экологической продукции.
В связи с повышением спроса на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию в Европе к 2010 г. 30% сельскохозяйственных земель планируется использовать под органическое земледелие. В настоящее время более 10% австрийского сельского хозяйства — органическое. Органическое сельское хозяйство — наиболее быстрорастущий сектор в австрийской экономике и единственный растущий сектор в экономике Великобритании, в которой существует 445 органических ферм (в Англии и Уэльсе). В швейцарском сельском хозяйстве доля органического земледелия занимает 7,8%. Мировой объем продаж продуктов органического земледелия составляет 25 млрд долл. в год.
XXI век объявлен веком биотехнологий, однако реальных достижений в сфере агробиотехнологий, производстве экологически чистой продукции растениеводства в России пока немного. Следует ожидать, что начавшийся в последние годы рост сельскохозяйственного производства даст мощный импульс биотехнологическим инновациям, поскольку именно инновации в мировом сельском хозяйстве и пищевой промышленности давно стали решающим конкурентным преимуществом транснациональных корпораций.
Другими словами, производство качественной сельскохозяйственной продукции зависит от здоровой земли, чистого воздуха, чистой воды и многих других факторов. Только совместными усилиями возможно решение глобальной комплексной международной проблемы — производство качественного продовольствия.
Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
Сельскохозяйственная деятельность связана не только с интенсивным использованием разных природных ресурсов, прежде всего земли, но и разнообразными вредными воздействиями на природу — почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Сведения о состоянии окружающей среды в аграрной сфере и влиянии сельскохозяйственной деятельности на природу содержатся как в официальных источниках, так и иных — научных, в СМИ и др.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 «О Федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года» сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн га, более 56 млн га пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем в Российской Федерации составил 0,52 т на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв. Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
Достаточно ярко уточняет характеристику состояния экологических проблем в аграрной сфере газета «Крестьянские ведомости». Немало страданий нашему АПК доставляет техногенное загрязнение. Только площади распространения выбросов вокруг промышленных комплексов охватывают около 18 млн га. На 3,6 млн га почвенный покров загрязнен тяжелыми металлами. Зона распространения радиоактивного загрязнения достигает 175 тыс. км. Содержание радионуклидов и химических веществ в почвах многих регионов страны превышает допустимые пределы в несколько раз. Как же вести сельскохозяйственное производство в таких условиях? Можно ли получать качественную продукцию на загрязненных землях? Насколько регулируемы уровни загрязнения?
3. Экологическую ситуацию в сельском хозяйстве комментирует вице-президент Россельхозакадемии, академик А. Л. Иванов. «Техногенез достиг таких масштабов, что может рассматриваться как угроза национальной безопасности. Судите сами, 20% населения проживает в зоне экологического бедствия и еще 35—40% — в регионах, находящихся на грани экологического кризиса. Современная промышленность изобилует опасными с точки зрения экологии объектами. Но и АПК не идеален. Например, свиноводческий комплекс мощностью 108 тыс. голов выбрасывает в атмосферу каждый час 1,5 млрд микробных тел, 159 кг аммиака, 14,5 кг
сероводорода, 29,9 кг пыли кормов. В конечном счете, все это воздействует на сельскохозяйственные земли. А если вспомнить еще проблему утилизации тысяч тонн непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов! А проблему фузариума! Только за последние 10 лет количество зерна, зараженного микотоксинами, увеличилось в 20 раз. В годы эпифитотий (1993 и 2000 гг.) из государственных запасов было выбраковано 4 и 3 млн т зерна соответственно, судьба которого, кстати сказать, весьма туманна. Однако больше всего бед по-прежнему доставляют тяжелые металлы и радионуклиды. Но кроме них появились экзотические виды загрязнителей — это электромагнитные и другие виды неионизирующих излучений и повышенная УФ-радиация на территориях, где обнаружено истощение озонового слоя. Очевидно, что техногенное загрязнение очень разнообразно. И зачастую на одной территории совместно действуют несколько антропогенных источников».
4. С учетом высоких уровней и масштабов загрязнения природы агрохимикатами и промышленными токсикантами академик А. Л. Иванов дает крестьянам, которые вынуждены трудиться на загрязненной земле, важные с эколого-правовой точки зрения рекомендации. «Нашими ведущими учеными разработаны и активно внедряются специальные системы ведения хозяйства в условиях техногенеза. Принципом одной из таких систем является снижение до разумного минимума всех дополнительных воздействий на агроценозы с последующей опорой на их собственный биопотенциал. Уже разработаны эффективные технологии биологического земледелия. Каждая из них начинается с предпосевной обработки семян комплексными соединениями с биологической активностью — индукторами иммунитета, а также микробиологическими препаратами для подавления или уничтожения инфекции и улучшения состояния посевов. Кроме того, можно обработать предпосевной материал УФ-С-излучением — этот прием позволяет получить безвирусные семена, а также повысить продуктивность культур, сократить потери при хранении, свести к минимуму использование пестицидов. Впрочем, от последних рекомендуется отказаться вовсе, применяя биологические методы борьбы с болезнями и вредителями. Речь идет об использовании энтомофагов и микробных препаратов при сохранении и активизации природных механизмов регуляции их численности. Важно подчеркнуть, что биологическое земледелие предусматривает высокую культуру агротехники, как основу получения «чистых» посевов и качественной продукции. Учитывая современную ситуацию в АПК, совсем отказываться от удобрений, как диктуют традиционные принципы биологизации, в нашей стране нельзя. Поэтому ученые предлагают вносить новые виды удобрений, которые наиболее полно усваиваются растениями. Кроме того, мы обращаем внимание на внедрение современных травопольных севооборотов, использование сидеритов и, наконец, оптимизацию условий работы свободноживущих и ассоциативных азотфиксаторов».
5. По утверждению академика A. Л. Иванова, на загрязненных территориях можно получать качественную продукцию растениеводства и животноводства. «Главное правильно организовать производство, переработку и хранение, кроме того,
проводить реабилитацию земель. Так, например, в зонах воздействия транспортных магистралей на посевы с выхлопными газами поступают в основном свинец и цинк. Поэтому, прежде всего поля нужно защитить лесополосами, которые способны активно задерживать эти токсиканты. Выращивать здесь можно смело зерновые и технические культуры, которые меньше всего накапливают свинец и цинк, а вот от картофеля, моркови и лука лучше отказаться. Не следует также выпасать молочный скот в таких зонах, так как свинец активно накапливается в травостое и затем поступает в молоко коров. Впрочем, вся система животноводства на загрязненных землях основана на подборе чистых кормов или очистке их с помощью специальных сорбентов. Если на поля воздействуют промышленные предприятия, выгодно возделывать лишь те культуры, хозяйственно-ценная часть которых не подвергается прямому загрязнению от выбросов. Это клубне- и корнеплоды, технические культуры. Часть земель, расположенных в санитарно-защитной зоне предприятий, целесообразно вообще выводить из оборота. А на остальных вносить агромелиоранты (известь, доломитовую муку, бентонит, палогорскитовые глины), снижающие биологическую подвижность токсикантов в почве и их переход в сельхозпродукцию. Подобные системы ведения хозяйства разработаны практически для всех категорий загрязнителей».
Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
1. Экологическое право, регулирующее отношения по охране окружающей среды, — комплексная отрасль в правовой системе России. Соответственно, отношения по охране окружающей среды в целом и применительно к сельскому хозяйству, в частности, регулируются не только нормами экологического права, но и актами многих других отраслей — конституционного, административного, уголовного, гражданского и самого аграрного права.
1 2. Важные положения по охране окружающей среды содержатся в Конституции РФ. Согласно ее ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Значение этой нормы, прежде всего, в том, что она определяет, закрепляет экологическую функцию всех субъектов экологического права, включая и государство. И природопользователи, и государство обязаны обеспечивать рациональное природопользование и охрану природы — основы жизни и деятельности человека.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что отношения по природопользованию и охране окружающей среды регулируются актами, принимаемыми как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Основные требования по охране окружающей среды, которые должны соблюдаться и в аграрной сфере, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он содержит как общие требования, многие из которых рассматриваются при характеристике правовых мер по охране окружающей среды в сельском хозяйстве так и специализированные требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (ст. 42), при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43) и при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст. 49).
Так, согласно ст. 42 названного Закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
При мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем (ст. 43).
В полной мере к сельскохозяйственной деятельности применимы требования по охране и использованию вод, установленные Водным кодексом РФ; охране атмосферного воздуха, установленные Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; охране и использованию животного мира, установленные Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; требования, предусмотренные иными актами природоресурсного законодательства.
Многие требования по использованию и охране земель, адресованные аграрной сфере, установлены Земельным кодексом РФ. Наряду с другими категориями, Кодекс по традиции выделяет земли сельскохозяйственного назначения.
В ст. 13 ЗК установлен ряд наиболее важных требований, определяющих содержание охраны земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:
по сохранению почв и их плодородия;
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Важным направлением поддержания и повышения плодородия земель является их мелиорация. Правовые основы деятельности в области мелиорации земель, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель, установлены Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства (ст. 15). При этом наиболее принципиальное требование — пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Многие специфические требования по охране окружающей среды в сельском хозяйстве установлены рядом актов аграрного законодательства. К таковым относится, в частности, федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами1. Этот Закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов относится к основным целям государственной аграрной политики (ст. 5). Обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв является одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (ст. 7).
Для охраны окружающей среды в сельском хозяйстве большое значение имеет Федеральный закон от 16 июля 1998 г..№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Этот Закон устанавливает, в частности, права (ст. 7) и обязанности (ст. 8) собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в области обеспечения плодородия Земель сельскохозяйственного назначения.
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
13. В соответствии с названным Законом обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по следующим
основным направлениям:
разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия этих земель, а также соответствующих региональных целевых программ;
проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга их плодородия;
разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
разработка планов мероприятий по реабилитации земель, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель;
контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними (ст. 11).
Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве регулируется многими другими законами, как федеральными, так и региональными, а также подзаконными актами.
Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
В целях охраны окружающей среды в сельском хозяйстве применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмотренных российским законодательством, как экологическим, включая природоресурсное, так и иным — уголовным, административным и др. В систему важнейших для аграрной сферы Мер входят: экологическое и гигиеническое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; планирование; мониторинг земель; контроль; ответственность и др.
Экологическое и гигиеническое нормирование
Экологическое и гигиеническое нормирование — первейшая и важнейшая правовая мера, направленная на предупреждение экологического и экогенного (т. е. вреда, причиненного здоровью человека и имуществу загрязненной окружающей средой) вреда. Применительно к сельскому хозяйству эта мера проявляется преимущественно в нормировании качества земель сельскохозяйственного назначения и нормировании предельно допустимых воздействий на землю, воды, атмосферный воздух. В сельскохозяйственной сфере наиболее актуальны химические воздействия на земли (почвы), связанные с применением минеральных удобрений и ядохимикатов. Хотя очевидно, что сельскохозяйственные земли загрязняются и иным образом::почвы загрязняются с осадками (дождем, снегом), вымывая загрязняющие вещества из атмосферы; при использовании вод для ирригации, для полива сельскохозяйственных растений и проч.
Нормативы качества земель — составная часть нормативов качества окружающей среды. Такие нормативы в механизме экологического права выполняют ряд функций: устанавливают предельные величины вредных химических и иных воздействий на природную среду; служат для оценки состояния почв по химическим характеристикам; служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды.
Требования по нормированию качества земель сельскохозяйственного назначения установлены рядом законов и подзаконных актов. Общие требования содержатся, в частности, в
Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Земельном кодексе РФ.
В соответствии с названным Федеральным законом нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21).
Согласно ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Соблюдение нормативов качества почв (нормативов ПДК) обеспечивается в основном путем регулирования предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.
Гигиеническое нормирование содержания пестицидов в объектах окружающей среды регулируется федеральными законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.
Гигиенический норматив — это допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Общие требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Согласно его ст. 49 юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ.
Закон запрещает применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.
В общем виде требования по применению пестицидов и агрохимикатов установлены также Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Согласно его ст. 22 порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.
Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
В историческом аспекте важно обратить внимание на достаточно конкретные и обоснованные требования по нормированию применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, которые были установлены в ныне утратившем силу Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве предусматривалось устанавливать в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира (ст. 30).
Этим Законом предусматривалось установление также нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания (ст. 31), что важно с точки зрения производства экологически безопасной продукции сельского хозяйства. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливались путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии. Указанные нормативы утверждались государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной агрохимической службой РФ.
В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такие положения уже не нашли отражения.
В настоящее время практическое осуществление деятельности в данной сфере регулируется Гигиеническими нормативами содержания пестицидов в объектах окружающей среды (ГН 1.2.1323-03), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2003 г. № 92. При этом пестициды, используемые в сельском хозяйстве, не должны выделять (отдавать) в окружающую среду вредные и опасные для здоровья человека вещества и соединения в количествах, превышающих установленные гигиенические нормативы. Сельскохозяйственное сырье и пищевые продукты, произведенные с использованием пестицидов, должны соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию остаточных количеств пестицидов и их метаболитов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Ответственность за соблюдение гигиенических нормативов содержания пестицидов и их опасных метаболитов в объектах окружающей среды несут физические и юридические лица, осуществляющие оборот пестицидов на всех этапах их производства, хранения, транспортировки, реализации, применения, утилизации и уничтожения.
Контроль за соблюдением гигиенических нормативов содержания пестицидов в производимой сельскохозяйственной продукции осуществляется исходя из информации о применении пестицидов при производстве, хранении и транспортировке такой продукции.
На основе информации о применяемых пестицидах осуществляется контроль и за содержанием их остаточных количеств в объектах окружающей среды (вода, почва, воздух).
При отсутствии гигиенических нормативов для отдельных сельскохозяйственных культур следует ориентироваться на нормативы, установленные для культур, входящих в ту же группу пищевых продуктов (косточковые или семечковые плодовые культуры, корнеплоды и проч.), имеющих близкие величины допустимой суточной дозы (ДСД) и среднесуточную норму потребления в питании человека.
В законодательстве регулируется использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Согласно ст. 14 ЗК земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 ЗК, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
Меры предупреждения вреда окружающей среде в сельском хозяйстве при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения
Для обеспечения охраны окружающей среды важное значение имеет учет экологических факторов применительно к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения как в законодательстве, так и в процессе осуществления соответствующей деятельности. Очевидно, что при корректном учете экологических факторов достигаются цели предупреждения вреда окружающей среде и экогенного вреда.
Вопросы предупреждения вреда окружающей среде и здоровью человека в данной сфере весьма актуальны и в реальности стоят остро. Так, в дер. Ваулино Можайского района Московской области в 800 м от жилых строений расположен свинокомплекс ЗАО «Тропарево», принадлежащий Останкинскому мясокомбинату (г. Москвы). Господствующее направление ветра здесь — юго-восточное, от животноводческого комплекса к жилым строениям. В результате того, что в свое время не было грамотно, правомерно осуществлено размещение данного производственного объекта, ветер доносит вредоносные запахи от свиноводческого комплекса, где производится газоопалка туш животных, хранение падежных особей, к жилым домам. Жители и дачники дер. Ваулино неоднократно писали жалобы в прокуратуру, санитарно-эпидемиологическую службу Можайского района по данному факту.
Как в экологическом, так и санитарно-эпидемиологическом законодательстве содержатся правовые нормы, направленные на предупреждение таких ситуаций, в целом не редких в Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Ряд важных требований по предупреждению экологического и экогенного вреда в этом контексте предусмотрен в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).
5. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст. 36).
Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. В процессе строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ (ст. 37).
Закон устанавливает также требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39). Так, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, названные субъекты права обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Общие требования в области охраны окружающей среды применительно к эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 42 Закона. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза — важнейшие инструменты охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; 1. Вопросы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) регламентированы Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32), а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.
2. В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
3. Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:
определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т. п.);
выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4. С правовой точки зрения весьма важно участие общественности в процедуре ОВОС. В соответствии с действующим Положением информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика. Эффективной формой участия общественности в процедуре ОВОС служат общественные слушания.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
5. Организация и проведение экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.
Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду в сельском хозяйстве и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.
В Российской Федерации проводится государственная и общественная экологическая экспертиза. Принципиальное различие между этими видами экспертизы состоит в юридической силе принимаемого ими экспертного заключения. Если заключение государственной экологической экспертизы является юридически обязательным, то общественной — не обязательным, оно носит информационный характер.
6. Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
7. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Применительно к каждому уровню в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» определены объекты, по которым в обязательном порядке проводится экспертиза.
В настоящее время к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня, в частности, относятся:
проекты нормативно-технических и инструктивно-методи- ческих документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ федеральными органами исполнительной власти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации.
8. Благодаря тому, что в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, достаточно детальному правовому регулированию организации и проведения государственной экологической экспертизы, жесткой формализации процедуры, государственная экологическая экспертиза была, пожалуй, единственной эффективной мерой охраны окружающей среды в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века.
Ситуация коренным образом изменилась с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим Законом из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т. п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.
Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий и других экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых, в том числе и для сельскохозяйственной сферы, специалисты в области охраны окружающей среды оценивают как разрушение, уничтожение государственной экологической экспертизы. Так как ОВОС проводилась преимущественно по проектам предприятий, соответственно, практически исключена из правового механизма охраны природы и оценка воздействия на окружающую среду в сельском хозяйстве.
Планирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
1. Планирование в данной сфере регулируется рядом законов и подзаконных актов. Согласно ст. 13 ЗК в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области (ст. 13).
При этом федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ. Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утвер