Основные типы памятников в русской литературе. Характеристика ведущих жанров: летопись, агиография, воинская повесть, хожение, поучение, апокриф

Определило формирования жанров, характерных для Византии. Именно Болгария (Ю.Славяне) становится посредником между Русью и Византией (культурой). Все памятники написаны древне-болгарским языком.

863 год - создание КИРИЛИЦЫ Кирилом и Мефодием.

Церковно-славянский язык выполнил уникальную роль. На первых порах древнерусска култрура транскрибировала (неизменяли) памятники литературы.

Но первые русские грамотники начинают воносить изменения в жанр и текст.

Все типы памятников, все жанры, были восприняты Восточно-славянской письменностью извне и уже на превых поорах имели характер трансплантации или трансформации.

Существовал так называемый канон - это следование формальным признакам всякого жанра (установившимся в Византии). Каноно формировался на основе Цели произведения, предмета изображения, и на основе языка. Канон соотносится с литературным этикетом. Л.Этикет - это цели соответствующие изображению предмета соотнесенность этого предмета с задачами и с языком.

Например: Хагиография (биорафия святого), Летопись - писалась разным языком.это особый вид исторического повествования, разделенного по годам

Конгломеративные памятники - объединяющие разные типы повествовния, но выполняющие одну и туже фунцию.

Первые грамотники, книжники - создавали очень объемные списки, сборники, которые принято называть конгломиративными. Сборники. В одном сборнике могли быть разные жанры (проповеди, география, похвала). Сборники были самыми популярными памятниками литературы (11-12 вв).

Тип памятника Анфилады - когда нет определнной связи между произведениями входящими в сборник.

Пролог - сборник жилий святых Хагиаграфий. Которые систематизированы по хронологическому пр-пу. Пролог, Синаксарий (Виз.) - Не больше 70 слов. Записи о мучиничесвте, подвигах христианского благочестия. На католическом западе такиесборники тоже были (они назывались МАртирологами)

Характеристики жанров:

СЛОВО

Слово - восходит к ораторскому сткусству, античным Акафистам. С. - это жанр и религиодной и светской литературы. С- всегда оращено к слушателю, оно имеет доказательства, и эмоциональное воздействие.

Структура Слова:

- Состоит из трех частей (1. кратке введение в тему, 2. Рассуждение, 3. Краткое эмоциональное заключение)

- структура СЛова повторится в жанре Ода

Слово - выполняло раличную функцию: Богословский трактат и политический призыв

"Слово о полку Игореву" - синкретический

"Слово Дагила Заточника" - вбирает элементы автобиографии, поучения и Слова.

Слово - один из элементов Фиоософских рассуждений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: