Для того чтобы в результате мониторинга была получена педагогическая информация, он должен проводиться на основе следующей системы принципов:
- диагностико-прогностической направленности;
- личностной целесообразности;
- педагогической коммуникативности;
- информационной интегративности;
- социально-нормативной обусловленности;
- научности;
- непрерывности;
- целостности;
- преемственности.
При этом необходимо подчеркнуть, что принципы диагностико-прогностической направленности, личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационной интегративности, социально-нормативной обусловленности непосредственно обеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип научности отражает систему научных форм, методов и средств получения педагогической информации. На принципах непрерывности, целостности и преемственности необходимо разрабатывать технологию мониторинга.
Принцип диагностико-прогностической направленности предполагает, что в ходе педагогического мониторинга должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять отслеживаемые процессы, но и создаст условия для самоанализа своей образовательной деятельности всеми субъектами образовательного процесса.
|
|
Сам процесс получения информации в ходе педагогической диагностики должен соответствовать следующим требованиям:
* требование научности, которое предполагает получение информации научными методами и закрепление способами фиксации научных фактов;
* требование валидности, обеспечивающее соответствие структуры и характера полученной информации структуре и характеру рассматриваемых педагогических проблем;
* требование этичности информации, защищающее человека от несанкционированного вторжения в личностную зону деятельности;
* требование целесообразности информации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей образовательного процесса в вузе.
Основными показателями самой педагогической диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процессов. В этом случае получаемая в ходе диагностики информация будет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемого принципа - педагогическая информация должна:
* носить нормативно-поисковый характер;
* способствовать развитию педагогической антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательной деятельности;
* иметь опережающий характер педагогического влияния на процессы и явления образовательной действительности.
Эффект опережающего влияния может возникнуть только в случае, если будут правильно определены и отражены в педагогической информации приоритеты и показатели идейного, социально-экономического и профессионального развития образовательных систем.