Принципы мониторинга

Для того чтобы в результате мониторинга была получена педагогическая информация, он должен проводиться на основе следующей системы принципов:

- диагностико-прогностической направленности;

- личностной целесообразности;

- педагогической коммуникативности;

- информационной интегративности;

- социально-нормативной обусловленности;

- научности;

- непрерывности;

- целостности;

- преемственности.

При этом необходимо подчеркнуть, что принципы диагностико-прогностической направленности, личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационной интегративности, социально-нормативной обусловленности непосредственно обеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип научности отражает систему научных форм, методов и средств получения педагогической информации. На принципах непрерывности, целостности и преемственности необходимо разрабатывать технологию мониторинга.

Принцип диагностико-прогностической направленности предполагает, что в ходе педагогического мониторинга должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять отслеживаемые процессы, но и создаст условия для самоанализа своей образовательной деятельности всеми субъектами образовательного процесса.

Сам процесс получения информации в ходе педагогической диагностики должен соответствовать следующим требованиям:

* требование научности, которое предполагает получение информации научными методами и закрепление способами фиксации научных фактов;

* требование валидности, обеспечивающее соответствие структуры и характера полученной информации структуре и характеру рассматриваемых педагогических проблем;

* требование этичности информации, защищающее человека от несанкционированного вторжения в личностную зону деятельности;

* требование целесообразности информации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей образовательного процесса в вузе.

Основными показателями самой педагогической диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процессов. В этом случае получаемая в ходе диагностики информация будет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемого принципа - педагогическая информация должна:

* носить нормативно-поисковый характер;

* способствовать развитию педагогической антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательной деятельности;

* иметь опережающий характер педагогического влияния на процессы и явления образовательной действительности.

Эффект опережающего влияния может возникнуть только в случае, если будут правильно определены и отражены в педагогической информации приоритеты и показатели идейного, социально-экономического и профессионального развития образовательных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: