Методические материалы для проведения научно-исследовательской работы

ПРАКТИКА

Научно исследовательская работа

Методические материалы для проведения научно-исследовательской работы

Методика 1 Изучение эмоционального состояния ученика на уроке.

Примерная схема наблюдения..

Части урока (их краткое содержание; Время в минутах Содержание деятельности ученика Эмоции (в баллах)

Для оценки эмоциональных проявлений используйте шкалу:

5 баллов - положительная эмоция большой интенсивности;

4 балла - положительная эмоция средней интенсивности;

3 балла - обычное ровное эмоциональное состояние;

2 балла - отрицательная эмоция средней интенсивности;

1 балл - отрицательная эмоция большой интенсивности.

По результатам наблюдения:

а) определите средний показатель эмоциональных проявлений ученика на разных уроках;

б) вычертите кривую эмоциональных проявлений на уроках;

в) проведите беседу с учеником с целью уточнения его эмоцио­нальных состояний на уроке и их причин;

г) определите факторы, повлиявшие на эмоциональное состояние ученика на уроке.

Методика 2 Изучение познавательных интересов ученика

Примерная схема наблюдения

Проявление Особенности познавательного интереса ученика
познавательного на уроках
интереса          
           
1.Эмоциональный          
отклик (на что)          
2.Сосредоточенность, увлеченность процесс-сом деятельности (отвлечения, когда …)          
3.Стремление по собственному жела-нию принять участие в обсуждении вопросов          
4. Активность в тече-ние всего урока          
5. Обращение с вопро-сами к учителю и то-варищам          
6. Стремление выпол- нить дополнительные задания          

Дополните наблюдения беседой с учеником о его интересах.

Методика 3 Изучение особенностей внимания

ученика на уроке

1. Примерная схема наблюдения динамики внимания на уроке

Таблица

Части урока (их краткое содержание) Время в минутах Содержание деятельности ученика Оценка уровня внимания (в баллах)

Для оценки проявлений внимания используйте следующую шкалу:

5 баллов - в высшей степени внимателен, дисциплинирован:

4 балла - внимателен, редко отвлекается, добросовестно вы­полняет требования учителя;

3 балла - внимание удовлетворительно;

2 балла - недостаточно внимателен, часто отвлекается, нару­шает порядок;

1 балл - внимание отсутствует, занят другим делом (плохо ориентируется в происходящем на уроке).

По результатам наблюдения:

а) определите средний показатель уровня внимания;

б) вычертите кривую внимания ученика на разных уроках;

в) дайте обоснование полученных результатов.

2. Примерная схема наблюдения за свойствами внимания

Свойства внимания Где наблюдать
1. Объем Устойчивость Переключение(намеренный перенос) Распределение Отвлечение (противоположно устойчивости) При списывании материала с доски (по частоте заглядывания в текст). При чтении книги, решении задач – время сосредоточения без отвлечения. При переходе от одного вида деятельности к другому, от устных заданий к письменным. Быстрота включения в урок после перемены. При одновременном выполнении двух (или более) деятельностей. Во время диктанта – слышать и писать. При неожиданных шумах, действиях кого-либо в классе.

Дополните наблюдения беседой с учителем по поводу внимания данного ученика.

Методика 4 Изучение мотивации учебной деятельности

1. Наблюдение за поведением:

- определяется общая познавательная активность: по количест­ву вопросов и обращений к взрослому, активности на уроках, добро­вольности выполнения учебных заданий, отсутствие отвлечений, ре­акции на трудности, поведения в ситуации выбора и т. д.;

- наблюдение характера эмоций в разных ситуациях: выполнение заданий, опрос, контрольные работы.

2. Анализ продуктов деятельности (домашних, классных и конт­рольных работ).

3. Беседа, анкетирование:

- анкета "Учусь потому, что...";

- задание "Составь расписание на неделю" (можно включать лю­бые предметы и в любом количестве по желанию школьника).

4. Сочинение "Что мне нравится и не нравится в школьной жиз­ни".

Анкета "Мотивы учебной деятельности"

Инструкция: Внимательно прочтите анкету и подчеркните те

пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям.

1. Учусь потому, что на уроках интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу больше знать.

4. Учусь потому, чтобы потом хорошо работать.

5. Учусь, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь потому, что нельзя быть незнайкой.

8. Учусь потому, что нравится учиться и т. п.

Методика 5 Изучение отношения учащихся к учебному предмету

1. Наблюдение за поведением на уроке (активность, характер эмоций, отсутствие отвлечений, выполнение письменных занятий, по­делок, рисунков и пр.).

2. Анализ продуктов деятельности (письменных работ, поделок и др.), успеваемости.

3. Беседа, анкетирование:

Назови самые любимые и нелюбимые учебные предметы. Ответь, за что ты любишь (не любишь) этот предмет:

- он интересен;

- нравится, как преподает учитель;

- это нужно знать всем;

- нужен для будущей жизни (работы);

- легко усваивается;

- заставляет думать;

- считается престижным;

- требует наблюдения, сообразительности;

- требует терпения;

- занимателен:

- интересны отдельные факты;

- друзья интересуются этим предметом;

- родители считают предмет важным;

- хорошие отношения с учителем;

- учитель часто хвалит;

- получаю удовлетворение при изучении предмета;

- знания по предмету необходимы для поступления в вуз;

- предмет важен для получения знаний об окружающем мире.

4. Задание: «Составь расписание уроков на неделю" (можно включить те предметы, которые хочет школьник и не включать те, что он не хочет).

Программа беседы (анкеты) с учащимися

об отношении к изучению математики

(можно адаптировать к другому предмету)

1. Нравится ли тебе математика? (да, нет).

2. Как ты считаешь:

а) для чего необходимо изучать математику?

б) где она может пригодиться?

3. Какую дополнительную литературу по математике ты читаешь?

4. Какие радио- и телепередачи, связанные с математикой, те­бе запомнились?

5. В каких кружках ты принимаешь участие?

6. В каких конкурсах, олимпиадах ты участвовал? Хотел бы участвовать?

7. При изучении математики тебе приходилось выполнять раз­личные виды работ. Посмотри все перечисленные ниже и подчеркни те, которые тебе не нравятся:

а) решать сложные задачи, требующие раздумья;

б) разбираться в теоретическом материале (выводы, формулы, правила, законы и т. д.);

в) решать задачи практического характера;

г) выполнять упражнения (решать уравнения, неравенства, до­казательства тождеств и т. д.);

д) выполнять чертежи, графики, диаграммы, чертить схемы;

е) заниматься вычислением;

ж) выполнять лабораторные (практические работы);

з) выполнять контрольные работы;

и) выполнять домашние задания по математике;

к) работать у доски.

8. Что тебе помогает лучше учиться (подчеркнуть):

а) прочные знания и навыки по предмету;

б) нравится преподаватель, его отношение к учащимся;

в) вера учителя в мои способности;

г) конкретные советы учителя, как лучше решать:

д) хорошие наглядные пособия (плакаты, схемы);

е) интересное проведение уроков;

ж) что еще (напиши).

9. Что тебе мешает лучше работать на уроках математики

(подчеркнуть):

а) ничто не мешает;

б) плохо вижу записи с доски;

в) не всегда понимаю объяснение;

г) нет интереса к предмету;

д) скучно на уроках;

е) шум на уроках;

ж) большие задания не позволяют хорошо их выполнить;

з) стесняюсь, не решаюсь обратиться к учителю за помощью;

и) нуждаюсь в конкретных советах при решении задач и выпол­нении упражнений;

к) предлагаются слишком сложные задания;

л) не успеваю выполнить задания вместе со всеми;

м) другие обстоятельства.

10. Если тебе что-то не понятно, к кому ты в первую очередь обращаешься за помощью (подчеркнуть):

а) к товарищам;

б) к учителю;

в) к старшим товарищам;

г) к родителям.

11. Учишься ли ты по математике в меру своих возможностей, в полную силу? (да, нет).

12. Что тебе мешает учиться по математике в полную силу:

а) ничто не мешает;

б) у меня нет способностей к этому предмету;

в) трудно запомнить теоретический материал;

г) имею большие пробелы в знаниях;

д) другие причины (укажи их).

13. Хотел бы ты получить помощь по математике? (да, кет).

14. Если - да, то какую именно? (подчеркнуть):

а) конкретные советы, как лучше учиться;

б) конкретные советы, как развивать свою память, мышление, внимание:

в) заниматься дополнительно с товарищами, учителем.

15. К какому делу, каким занятиям ты считаешь себя больше способным?

16. С какого предмета ты начинаешь выполнять домашние задания?

17. Почему с этого?

Сообщи о себе: Фамилия. Имя. Класс. Успеваемость по математике за 1 четверть, 2 четверть и т.д.

Методика 6 ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Предлагаем Вам ответить на десять вопросов. Отвечать на них следует однозначно: «Да» — «Нет». Условимся: «Да» отмечаем кре­стиком (+), ответ «Нет» — знаком «минус» (-). 1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер,

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю, что-то более глу­боко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто ве­ду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 1 0. Я всегда такой, каким кажусь.

Ключ к тесту

1(-), 2(+), 3(+), 4(+), 5(-), 6(+), 7(-), 8(+), 9(+), 10(+)

Начислите себе по одному баллу за ответы, совпадающие с «ключом». Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла. У Вас низкий коммуникативный контроль. Вы не счи­таете нужным изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в диалоге. Некоторые считают Вас «не очень удобным» в общении из-за излишней прямо­линейности.

4-6 баллов. У Вас средний коммуникативный контроль. Вы ис­кренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Следует больше считаться в поведении с теми, с кем контактируете.

7-10 баллов. У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих Вас людей.

Методика 7 Тест-опросник для оценки межличностных отношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: