представлений

Программное содержание:

- познакомить с днями недели, упражнять в последовательном назывании дней недели;

- упражнять в счёте на слух, устанавливать связь между количеством звуков количеством зрительно-воспринимаемых предметов в пределах 7;

- продолжать учить раскладывать предметы по длине в убывающей последовательности, пользоваться понятиями "самый длинный, "короче", "ещё короче" и т.д.;

- упражнять ориентироваться в пространстве;

- упражнять видеть геометрические фигуры в окружающих предметах

Подготовка к занятию

демонстрационный материал: карточки с изображением деятельности детей в разные дни недели, бубен, ширма, кукла и кошка, предметы, имеющие форму основных геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника)

раздаточный материал: карточки с изображением одной из геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника), карандаши разного цвета и разной длины, плоскостные пирамидки по 7 на каждого ребёнка

Литература

1. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду - М., 1978

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Планы занятий для старшей группы

Ход занятия

Вместе с дежурными приготовлю раздаточный материал на подносах (плоскостное изображение пирамидок, по 1 карточке на ребёнка с изображением геометрической фигуры, 1 ленточка).

Предложу детям убрать игрушки и подойти ко мне. Скажу: сегодня у нас занятие. Пройдёт день, вечер, ночь и мы с вами скажем, что это занятие было вчера, Завтра уже будет другое занятие. Так идут дни за днями. Для каждого дня недели придумали своё название, чтобы легче было узнать когда и что нужно сделать. Сегодня мы с ними и познакомимся.

Предложу детям сесть. Скажу: В недели 7 дней. Постарайтесь запомнить названия дней недели, я назову их по порядку - понедельник, вторник и т.д. Теперь давайте вспомним какие у нас занятия в каждый день недели. Первый день недели наступает после выходных. Как он называется? (понедельник) Чем вы занимаетесь в этот день, какие занятия? (физкультура и...) После понедельника какой день наступает? Какие занятия во вторник? По ходу помогаю детям в назывании дней недели и вспоминать занятия. По ходу беседы выставляю картинки, изображающие деятельность детей в каждый день недели. Предлагаю повторить дни недели хором в соответствии с картинками.

Итак, в понедельник у нас занятие по физкульутре. Что вы делаете на физкультурном занятии? Сейчас мы тоже с вами займёмся физкультурой. Предложу взять свои карточки с изображением геометрической фигуры. Спрошу: Какая фигура изображена у вас на карточке. Обращу внимание на предметы, расположенные на ковре. Скажу, что все эти предметы похожи на ваши геометрические фигуры. Дам задание: вы должны найти предмет, похожий на вашу геометрическую фигуру и встать около него. После выполнения задания спрошу: какой предмет ты нашёл, какую форму он имеет и на какую геометрическую фигуру похож. Затем проведу физкультминутку (со словами дети выполняют соответствующие движения):

В домик к нам жук влетел, зажужал он и запел: ж-ж-ж (сложить ладошки)

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел (направить ладошки вправо)

Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел (направить ладошки влево)

Жук наш приземлился вниз, ты к нему вниз наклонись (направить ладошки вниз)

Жжужа закружился ж-ж-ж и взлетел (направить ладошки вверх и покружиться)

Жук вот правая ладошка, посиди на ней немножко (показать правую ладошку)

Жук вот левая ладошка, посиди на ней немножко (показать левую ладошку)

Жук наверх полетел и присел на потолок (опустить руки и посмотреть вверх)

Предложить детям сесть на свои места.

После понедельника какой день наступает? Какое у нас занятие во вторник? (ознакомление с художественной литературой) Чем мы занимаемся? (читаем сказки, рассказы, стихи) Есть интересный рассказ "Усатый-полосатый" про девочку, у которой был кот серый, усатый и весь полосатый. Послушайте, что однажды приключилось: Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы. Как начал он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку.

И давай его катать А потом загнал под шкаф.

Из-под стула под кровать. Ждёт на коврике у шкафа,

От стола до табурета, Притаился, чуть дыша...

От комода до буфета. Коротка кошачья лапа -

Подтолкнёт - и цап-царап! Не достать карандаша!

Котёнок разбросал все карандаши - давайте поможем девочке навести порядок и аккуратно разложить карандаши, которые разбросал котёнок. Обратить внимание на карандаши, которые у вас лежат на подносах. Чем они отличаются друг от друга? Давайте с вами разложим их в убывающей последовательности: от самого длинного до самого короткого, сверху вниз. Уточню правила раскладывания: сначала выбрать самый длинный карандаш, сравнив его с другими, из оставшихся выбрать опять самый длинный и т.д. После выполнения задания предложу рассказать о длине каждого карандаша.

После вторника какой день наступает? (среда) Какое занятие у нас в среду? Помогаю вспомнить, обращая внимание на картинки. Чему мы учимся на занятии по математике? Сегодня мы тоже поупражняемся в счёте. Покажу детям музыкальный инструмент (бубен) и спрошу: Как называется этот инструмент. Обращу внимание на пирамидки на подносах. Мы поиграем в игру "Кто не ошибётся". Вы должны будете отсчитать столько пирамидок, сколько звуков услышите в бубен. Детям даётся 3-4 задания в пределах от 5 до 7: Отсчитайте столько пирамидок, сколько услышали звуков, Отсчитайте пирамидок на 1 больше (меньше), чем услышали звуков. По мере выполнения задания вопросы к детям: Сколько отсчитали пирамидок? Почему отсчитали... пирамидок?

В конце занятия уточню, какой день будет завтра и какое занятие у нас с вами будет. Спрошу: что интересного было сегодня на занятии, что вы узнали нового.

Алгоритм выполнения:

- определить возрастную группу и обосновать свой выбор

- определить структуру организованно деятельности и её соответствие требованиям с обоснованием

- определить части организованной деятельности (работа на демонстрационном материале, работа на раздаточном материале, дидактическая игра или игровое упражнение) с определением программной задачи

- опередить методические приёмы организации детей и решения программных задач с обоснованием их с позиций возрастных особенностей.

29. Решение педагогической задачи.

Родители девочки обратились к воспитателю: "Наша дочка через год пойдёт в школу, но она не знает цифр и не умеет их писать. Считает хорошо только до десяти, а дальше путает числа. Решает задачи она только на пальцах. Достаточно ли таких знаний для поступления в школу?"

Вопросы: Как вы смогли бы ответить на это вопрос?

С каким уровнем знаний о количестве должен поступать ребёнок в школу?

Какие навыки учебной деятельности должны быть сформированы у старших дошкольников?

30. Составление плана организованной деятельности по предложенному программному содержанию

Программное содержание:

- учить составлять число пять из единиц

- упражнять в порядковом счёте в пределах десяти, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы "сколько", "который по счёту", "на котором месте"

- упражнять ориентироваться на листе бумаги, определять и правильно называть стороны и углы листа

- упражнять последовательно называть дни недели

Алгоритм выполнения:

- определить возрастную группу

- составить план в соответствии с требованиями к его структуре: дидактический наглядный материал, части с методическими приёмами работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: