- Степень достижения целей;
Условия использования (SMART):
§ Чёткость целей;
§ Измеримы;
§ Достижимые.
- Комплексная оценка (модель Д.Киркпатрика);
Предпосылка: оценивать эффективность обучения нужно на 4 уровнях:
1) Оценить непосредственную реакцию участника программы обучения (понравилось ли, адекватно ли содержание, методы, понравилась ли атмосферы, тренеры).
o Формализованный подход (анкеты/собеседования);
o «Собеседование в курилке».
Проблема в том, что оценка носит субъективный характер, часто оцениваются не методы и содержания, а личность тренера.
2) Получение новых знаний и навыков (получены ли). Возможна оценка, тестирование до и после. Не всегда это можно проверить;
3) Оценка изменения поведения работника после прохождения программы обучения путём собеседований и т.п. Не всегда поведение меняется в результате обучения.
4) Изменения в организационной эффективности: объём продаж, рыночная доля, уровень удовлетворённости клиентов.
- Экономическая эффективность.
Экономическая оценка
|
|
· Экономическая оценка издержек;
На внешнее обучение:
o Оплата обучения;
o Поиск подходящей программы;
o Отбор участников программы;
o Недополученная продукция (если обучение шло с отрывом от работы).
На внешнее обучение:
o Оплата труда тренера;
o Раздаточные материалы;
o Амортизация оборудования (подготовка материалов и проведение тренинга);
o Упущенные возможности использования помещения;
o Отбор участников
· Экономическая оценка выигрыша;
Потенциальные выгоды от обучения:
§ Рост производительности;
§ Повышение качества;
§ Уменьшение количества ошибок;
§ Снижение текучести персонала;
§ Изменение мотивации сотрудников.
Иногда проще посчитать, что бы потеряла организация, если бы не стала заниматься обучением сотрудника.
· Экономическая эффективность/неэффективность обучения (рентабельность).
Вопрос 4. Система обучения персонала в современной организации
Принципы корпоративной системы обучения
· Учёт потребностей бизнеса и индивидуальных потребностей сотрудников;
· Обучение – задача и обязанность каждого менеджера в организации;
· Соответствие содержания и методов обучения организационной культуре;
· Обеспечение мотивация участников на обучение;
· Возможность использование полученных знаний и навыков;
· Повторяемость («освежающие» сессии), последовательность обучения;
· Широкий спектр форм и методов обучения;
· Комбинация внешних и внутренних провайдеров.