Универсальный, ситуационный, конфигурационный.
- Универсальный. “Best practices”. Существует перечень практик, которые способны привести к улучшению результатов. Бенчмаркинговый подход. Например, «великолепная семерка» Дж. Пфеффера (смотри слайды).
Высокорезультативные практики УП:
HPWP:
o Вовлечённость сотрудников в функционирование организации, в свою работу (автономия, самоуправляемые команды, создание эффективной системы коммуникации, создание хорошего организационного климата);
o Обеспеченность организации необходимым человеческим капиталом (в т.ч., оценка деятельности сотрудника);
o Приверженность сотрудников организации.
- Ситуационный подход. «Лучшее соответствие». Необходимо соответствовать ситуационным факторам. Например:
- Ценности владельцев и менеджмента, в том числе, по отношению к персоналу;
- Особенности и вид бизнеса;
- Стадия жизненного цикла отрасли;
- Стадия жизненного цикла организации;
- … (список идёт до бесконечности);
- Стратегия.
Логика подхода:
- Стратегия определяет
- Требуемые характеристики и поведение работников;
- УП поддерживает требуемых характеристики и поведение.
Типы поведения персонала, значимые для конкурентных стратегий:
|
|
· Повторяющееся и предсказуемые или креативное и инновационное;
· Кооперативное и взаимозависимое или независимое автономное;
· Слабая забота о качестве или большая забота о качестве;
· Слабая забота о количестве или большая забота о качестве;
· Неохотное принятие риска или активное принятие риска;
· Большая забота о процессе или большая забота о результате;
· Стремление избежать ответственности или стремление к ответственности;
· Использование узкого спектра знаний и навыков или использования широкого спектра;
· Низкая адаптируемсть или высокая адаптируемость;
· Слабая вовлечённость в работу фирмы (или высокая).
Комплектование:
· Внешние источники или внутренние;
· Формализованные критерии или неформализованные;
· Единственная карьерная тропа или множество карьерных троп.
Организация работы:
· Индивидуальная или командная организация труда;
· Специализация или выполнение комплексных работ;
Обучение:
· Спонтанное, непланируемое или планируемое систематическое обучение;
· Краткосрочное или длительное;
· Узкий спектр знаний и навыков или широкий спектр;
· Индивидуальная ориентация или групповая ориентация.
Оценка:
· Поведенческие критерии или результаты;
· Слабо участие сотрудника или активное;
· Индивидуальные критерии или групповые;
Вознаграждение:
· Низкое базовое или высокое;
· Оплата работы или оплата работника;
· Слабое использование стимулов или активное использование.
- Конфигурационный;
Управление персоналом должно отвечать двум основным требованиям: внутренняя согласованность (все элементы должны поддерживать друг друга), а также согласованность со стратегией и другими ситуационными факторами.