Понятие «трансфер технологий»

Понятие трансфер происходит от английского «to transfer» — переносить, перемещать. Единого согласованного определения трансфера технологий нет. В свободной электронной энциклопедии Википедии приведены следующие определения:

- Трансфер технологий – основная форма продвижения инноваций.

- Трансфер технологий — коммерциализация инновации и какой-либо иной научно-технической разработки, передача ее авторского права иному лицу: юридическому или физическому. Передача технологии

Обычно по трансфером технологий принято понимают процесс передачи результатов научной деятельности в реальную экономику. И поскольку данный процесс сопровождается получением коммерческой выгоды, то понятия «трансфер технологий» и «коммерциализация технологий» в данном аспекте эквивалентны.

1.4. Типы объектов трансфера, формы трансфера технологий;

Рассматривая объекты и формы трансфера технологий, мы будем опираться на приведенные в предыдущем разделе схему инвестиционно-инновационного цикла производственной компании и схему линейной модели инновационного процесса, основанного на продвижении технологии. Трансфер технологий осуществляется различным образом, в зависимости от стадии инновационного процесса, каждая из которых обладает своей спецификой и по каждой из которых существуют достаточно известные формы (методы) трансфера. То есть формы коммерциализации технологии определяются сообразно стадиям ее развития.

При выборе основных форм трансфера технологий мы будем опираться на то, что принято в мире. Ниже в таблице 5 приводится достаточно хорошо известный (см. например, А. Бретт, Оценка коммерциализуемости технологий (Технологический аудит), М., Moscow News Weekly, 1995, с. 7 – 47) перечень возможных вариантов трансфера технологий, т.е. передачи «информации, предназначенной для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо».

В общих чертах можно подразделить приведенный перечень на 2 части. Одна связана с человеческим и технико-технологическим ресурсом организации и, как правило, не может быть отделена от них. Другая же часть, отделима от носителей в том, смысле, что права собственности на этот ресурс могут принадлежать организации и служить источником дохода и средством участия в международном процессе обмена технологиями.

Таблица 5

Формы трансфера технологий: 1. Неотделимые от носителя, основанные на квалификации персонала и общетехнологическом ресурсе организации: · консультационные услуги · специализированные образовательные услуги · технические, аналитические и конструкторские услуги; · выполнение заказов на НИОКР; 2. Отделимые от носителя, основанные на праве интеллектуальной собственности: · продажа научно-технической и конструкторской документации; · лицензирование, т.е. передача прав на различные виды интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки и др.), передача ноу-хау · создание "spin-out" компаний, т.е. компаний создаваемых собственником технологии специально для ее коммерциализации; · создание совместных предприятий; · производство и продажа продукции.

Передача технологии может осуществляться:

· во вновь организуемые компании – спин-аут и совместные предприятия

· в действующие компании

· в другие исследовательские организации для дальнейших исследований

В первых двух случаях речь идет об относительно краткосрочном финансовом выигрыше. Во втором – об увеличении исследовательских ресурсов и стратегическом преимуществе. При этом, сложность трансфера в существующие компании намного выше, чем во всех других случаях.

Необходимо вернуться к трансферу технологий, неотделимых от носителя. Фактически, это услуги, опирающиеся на квалификацию организации и ее общий технологический ресурс. Не все специалисты относят такую деятельность к трансферу технологий. Возможно, это оправданно тем, что при выполнении этих услуг оплачивается лишь труд работников и организационные и материальные издержки. При разумной позиции заказчика за ним остаются исключительные права на все возникающие при этом реальные и потенциальные объекты интеллектуальной собственности и их коммерческое использование. Тем не менее, упомянутые формы коммерческой деятельности значимы для исследовательских организаций, и в настоящее время именно здесь сосредоточено наибольшее количество связей с промышленностью. Ввиду сложности и большой наукоемкости продвижение этих услуг обладает существенной спецификой. Наиболее значимыми особенностями их маркетинга является обеспечение и демонстрация выдающихся общетехнологических возможностей – качества исследовательского оборудования, технологий и методик исследования, а также управление общетехнологическими ресурсами и их развитием в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми потребностями рынка. Также необходимо обеспечение силы кадрового состава и демонстрации этой силы.

ПРИМЕРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: