Пример 1. На какие технические решения в составе технологии и когда необходимо оформлять права

Новая Зеландия решила сделать приоритет на нежной, нежирной баранине и вкусном полусухом красном вине. Вложила огромные деньги, сделала прекрасную технологию под свое конкретное сырье. Теперь продает не только вино и баранину, но и саму технологию.

Примеры что купили scepe, Isq

1.5. Идентификация стадии развития технологии, ее влияние на стратегию коммерциализации.

Как уже было сказано выше многостадийность инновационного процесса в режимах «рыночной тяги» и «технологического толчка» приводит к специфике форм трансфера технологии в зависимости от режима и стадии ее развития, которые определяет как содержание трансферных сделок, так и потенциальных партнеров.

Располагая правами на технологию мы должны четко на основании фактов сопоставления уровня развития технологии и требований рынка понять на каком этапе развития она находится и каково расстояние до рынка. Эта оценка позволяет приступить к формированию стратегии продвижения технологии. С учетом того, что технология может оказаться способной порождать целый спектр товаров и услуг, ориентированных на совершенно различные рыночные сегменты, выбор стратегии потребует анализа всех вывяленных сегментов: оценки их емкости, устойчивости, долговременности и достижимости. Только после этого можно осмысленно выбрать именно тех потенциальных партнеров, интересы которых могут быть связаны со следующим после нашего этапом продвижения технологии.

Необходимое условие продвижения технологии – ее коммерциализуемость на каждом этапе инновационного цикла

В ходе продвижения нового продукта на рынок от этапа к этапу изменяется:

· содержание работ

· стоимость работ

· количество участников проекта

· характер квалификации участников

· характер мотивации участников

· социально-психологический статус участников

Это означает, что при продвижении проект неизбежно переходит «из рук в руки» как по существу работы, так, чаще всего, и в смысле распределения прав. Так, смысл инвестирования в продвижение технологии может заключаться в приобретении прав как на возможные конечные результаты ее продвижения, так и на промежуточные результаты, права на которые также могут быть перепроданы. В частности, в такой промежуточной продаже заключается смысл венчурного бизнеса.

Поскольку шансы на успех зависят от стадии продвижения на рынок, то и шансы найти инвестиции, т.е. продать соответствующие права, также зависят от стадии продвижения. На рис.3 приведен условный график зависимости вероятности получения инвестиций в зависимости от стадии продвижения. Провал на стадии прототипирования, когда государство и благотворительные фонды уже перестают поддерживать проект из-за приобретения им коммерческой направленности, а бизнес считает риски еще очень большими, принято называть «долиной смерти», в которой действительно гибнет большинство стартовавших проектов.

Рис.3 Зависимость вероятности получения инвестиций от стадии инновационного цикла

ПРИМЕРЫ?

1.6. Сценарии коммерциализации технологии:

1.6.1. значение маркетинга при выборе сценария коммерциализации технологии;

Ввиду сложности и большой наукоемкости продвижение новых технологий обладает существенной спецификой. И у участников трансфера возникает целый ряд сложных вопросов:

- Где брать инвестиции?

- Какие элементы технологии можно разработать самиа, а какие стоит приобрести?

- На какие технические решения в составе технологии и когда необходимо оформлять права?

- Кому предлагать разработанную технологию и/или ее элементы?

- Способны ли мы самостоятельно без партнеров сделать необходимые шаги?

- Кто и на каком шаге будет нашим партнером?

- Какова реальная потребность рынка?

- Сколько предполагается заработать?

- Сколько времени можно потратить на доработку технологии?

- Какова будет реакция конкурентов?

- И др.

Для решения всех этих вопросов зачастую необходимо привлечение сторонних экспертов различных областей знаний (маркетологи, специалисты в области патентного и авторского права, эксперты в области коммерциализации технологий, технологического аудита и др.)

При выборе стратегии коммерциализации технологии необходимо также предвидеть сиюминутную выгоду и преимущества в будущем, а также иметь прогноз реакции конкурентов на появление инновации на рынке или другие сведения, от которых напрямую зависит выбор той или иной стратегии. Данная задача может быть решена только после проведения масштабных маркетинговых исследований, неотъемлемой частью которых являются патентные исследования. Маркетинговые исследования проводимые в процессе разработки и введения на рынок новой технологии обладают существенной спецификой, по сравнению с аналогичными исследованиями для рутинных товаров. Наиболее значимыми особенностями такого маркетинга является обеспечение и демонстрация выдающихся общетехнологических возможностей – качества исследовательского оборудования, технологий и методик исследования, а также управление общетехнологическими ресурсами и их развитием в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми потребностями рынка. Также необходимо обеспечение и демонстрации силы кадрового состава, обладающего уникальными знаниями, связанными с разрабатываемой инновацией.

При разработке сценариев коммерциализации технологии такжде следует помнить, что на каждом этапе ее продвижения на рынок представления владельцев прав о способе коммерциализации могут различаться. Скажем, если после этапа НИР речь может идти, например, о передаче прав на изобретение – лицензировании, то после стадий прототипирования и выпуска и продаж опытной партии речь может идти о продаже малого инновационного предприятия или его доли. Однако, прогноз сценариев, которых, как уже упоминалось, может быть и более одного, должен иметься на каждом этапе. Без такого сценария существенно ухудшаются возможности целенаправленного поиска потенциального покупателя. Без этого нельзя и построить разумной оценки стоимости технологии. Основой для построения сценариев коммерциализации технологий может быть приведенный в Таблице 5 перечень форм коммерциализации технологий. При этом следует помнить, что передача прав на технологию может оказаться недостаточной для ее запуска покупателем, что открывает возможность получения дополнительных доходов за счет услуг, связанных с ресурсами, неотделимыми от носителя.

ПРИМЕРЫ!!!!

1.6.2. диффузионная модель проникновения на рынок

Настоящий высокотехнологичный продукт чаще всего обладает принципиально новым качеством и производит радикальные изменения на рынке. Рынок формируется, прежде всего, потребностями людей, и основные потребности человека достаточно консервативны. Однако технология удовлетворения этих потребностей не может сохраняться вечно. Она рождается, проникает на рынок, проходит стадию роста, затем стадию насыщения, а потом, вытесняемая новой технологией, стадию упадка (рис. 5). В совокупности этот процесс называется диффузионным проникновением инновационного продукта на рынок. Эти фазы жизненного цикла технологии отражают особенности освоения обществом нового продукта, обусловленные распределением покупателей по склонности к новизне и риску. Начало такого процесса часто бывает трудно прогнозировать из-за того, что старые технологии еще не исчерпали своего экономического ресурса. Шансы преодоления такого порога необходимо оценивать при составлении сценариев.

Рис. 5 Жизненный цикл продукта на рынке.

1.6.3. Выбор сценария коммерциализации технологии (от чего он зависит).

Как уже было сказано выше выбор сценария коммерциализации прежде всего зависит от стадии развития технологии. Понятно также, что в зависимости от интересов участников, для оной и той же технологии, находящейся на определенном этапе развития, может быть несколько вариантов трансфера. Выбор оптимальной стратегии коммерциализации технологий, т.е. способа извлечения прибыли подразумевает оценку возможностей организации, которая осуществляется в ходе так называемого технологического аудита.

Общепринятого определения технологический аудит не имеет. Этот обусловлено большим разнообразием задач, на решение которых он может быть направлен. Российское федеральное агентство по науке и инновациям понимает технологический аудит как «операцию объективной оценки потенциала инновации как объекта коммерциализации».

Технологический аудит решает широкий круг задач и может проводиться для различных целей компании. Если же рассматривать технологический аудит как необходимый этап проектов по трансферу (коммерциализации) технологий, то он должен обслуживать интересы как тех структур, коммерческая стратегия которых предполагает использование технологии в собственном производстве, так и тех, коммерческая стратегия которых предполагает реализацию прав на технические решения в составе технологии. При этом, одна и та же структура по отношению к одной и той же технологии в различных проектах может использовать разные стратегии извлечения дохода.

При коммерциализации любой технологии важно понимать следующее:

ТЕХНОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОЦЕНЕНА ВО ВСЕХ ВАРИАНТАХ ЕЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ (потому, что без этого мы не сможем определить, выгодна или не выгодна сделка для нас и для потребителя и выбрать наиболее оптимальный и выгодный сценарий коммерциализации данной технологии)

Дискуссионный вопрос (Роман)

примеры

1.6.4. Cпецифика трансфера технологий, созданных на средства: бюджета; заказчика; собственные средства предприятия.

Инновационный цикл, как было показано в предыдущем разделе курса («Основные механизмы инновационной экономики») в включает в себя рад стадий прохождение которых является достаточно ресурсоемким. В связи с этим, для перенесения результатов НИР и/или ОКР в производство и выведение на рынок готовой технологии требуется достаточное количество инвестиций. Это напрямую связано с тем, что каждый этап, будь это НИР или малая серия, сопровождается различными рисками (раздел «Структура инновационного цикла»). Снятие этих рисков и требует больших инвестиций. Причем, чем ближе ваша технология к выходу на рынок, тем выше маркетинговые риски и тем большие инвестиции необходимы для их снятия.

Все это приводит к тому, что одному участнику практически невозможно пройти весь этот путь самостоятельно. Для снятия каждого отдельного риска требуются свои инвестиции и от того каким объемом инвестиций мы располагаем напрямую зависит то, как далеко мы сможем продвинуться. Самостоятельное прохождение всего инновационного цикла, как правило, характерно для крупных промышленно развитых предприятий располагающим большим числом инвестиций. Так, например, компания SIMENS по данным на 2008 год потратила 3,784 млрд. евро на НИОКР (www.siemens.com).

Таким образом, большинству разработчиков инноваций для дальнейшего продвижения своего продукта приходится искать сторонних инвесторов. В качестве таких инвесторов могут выступать венчурные компании, бизнес ангелы, а может и государство. При этом возникает главный вопрос который необходимо решить «Кому принадлежат права на технологию и ее элементы?». Ответ на этот вопрос зависит от конкретной ситуации, от того на каком этапе и на что именно были выделены инвестиции. Как правило, тот, кто инвестировал работы, тем самым снимая определенные риски, тот и получает права на результат этих работ, хотя сама идея разработки может ему и не принадлежать. Если технология, как совокупность знаний и прав разрабатывается «под заказ», то создатель технологии извлекает доход за счет оплаты его работ заказчиком. При этом, обладателем прав на созданные технические решения в составе технологии является заказчик. В режиме «технологического толчка» правообладателем, как правило, является разработчик технологии. В этом случае он извлекает доход за счет возмездной передачи прав на технические решения в составе технологии. Подробнее вопросы регулирования взаимоотношений между участниками процесса трансфера технологий в аспекте прав на результаты НИОКР, будет рассмотрен в следующем разделе курса («Интеллектуальная собственность как основа инноваций»).

ПРИМЕРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: