Цель и задачи: изучение специфики развития реализма в прозе рубежа XIX–XX вв., формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. Концепция мира и человека в творчестве И.А. Бунина.
2. Художественное исследование психологии русского человека, кризисных сторон национального сознания.
3. Роль детали в поэтике И.А. Бунина.
4. Своеобразие повествовательной формы: контрапункт многоголосия.
Группа II.
1. Трагическая невозможность постижения истины мира в творчестве Л.Н. Андреева.
2. Форма повествования и герой рассказов «Большой шлем», «Мысль».
3. Трагическое одиночество человека в мире и решение темы в рассказе «Большой шлем».
4. Мысль в рассказе «Мысль».
5. Авторская позиция в рассказе.
Группа III.
1. Тема любви в творчестве А.И. Куприна.
2. «Олеся»: литературная традиция и интерпретация «бродячего сюжета».
3. Трансформация библейского мифа в повести «Суламифь», особенности поэтики и стилистики произведения.
4. Тема возвышенной и возвышающей любви в повести «Гранатовый браслет». Особенности композиции, роль детали.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Изучить рекомендуемые к семинару источники и литературу, подготовиться к работе в группах по указанным вопросам.
Источники: 112, 121, 127
Литература:
· обязательная: 1, 10
· дополнительная: 3, 58, 59, 62
Практическое занятие по теме 31.2
Панорама переходной эпохи в романе-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Время: 2 часа
Форма занятия: традиционная
Цель и задачи: изучение, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. История создания книги «Жизнь Клима Самгина».
2. Роман-эпопея М. Горького: жанровая специфика.
3. Энциклопедическая панорама переходной эпохи (80-е гг. XIX в. – 10-е гг. ХХ в.).
4. Духовная жизнь России рубежа XIX–XX вв.
5. Образ Клима Самгина. Открытие нового типа героя.
6. «Двойники» Самгина.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Подготовить сообщение по теме: «Неотвратимость моральной деградации: путь от "имитатора-прогрессанта" к провокатору».
Источники: 122
Литература:
· обязательная: 1
· дополнительная: 3, 59, 62, 63
Практическое занятие по теме 32.1
Поэзия модернизма: символизм, акмеизм, футуризм
Время: 4 часа