Предмет психологии индивидуальных различий. Основные понятия и задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии среди других областей знания и психологических дисциплин. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность. Основные направления исследований в современной дифференциальной психологии.
Дифференциальная психофизиология: история становления, методы исследования, предмет и основная концепция. Связь дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии. Концепция свойств нервной системы. Структура и классификация свойств нервной системы. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Целостные формально-динамические характеристики индивидуа-льности. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека. Интегральная индивидуальность и её структура. Связь формально-динамических (задатки и темперамент), содержательных (мотивы, потребности, ценности и др.) и деятельностных характеристик личности. Изучение профессиональной, учебной и спортивной деятельности с позиций дифференциальной психофизиологии.
Контрольные вопросы
1. Что изучает дифференциальная психология и какие основные задачи исследований ставятся в её рамках?
2. Каковы основные принципы дифференциально-психологического исследования?
3. Какова связь дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии?
4. Какова сущность основных психофизиологических подходов к исследованию индивидуальных различий?
5. Как соотносятся понятия организм, индивид, личность и индивидуа-льность?
6. Дайте определение понятию «способность». Какие подходы к исследованию способностей вы знаете?
7. Какова связь формально-динамических, содержательных и деятельностных характеристик личности?