Формирование произношения и развитие речи (3 раза в неделю)

А. Формирование произношения

1. Закрепление правильного произношения звуков С (продолжение), СЬ, З, Ь, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.

2. Различение звуков на слух: С-СЬ, З-ЗЬ, ЗЬ-С-СЬ-Ж, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, ДЬ-Т-ТЬ-Г-ГЬ, ГЬ-К-КЬ-Д-ДЬ, Ш-С-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, Ж-З-Ш, РЬ-Л-ЛЬ.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: С-СЬ, З-ЗЬ, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, Ж-З, Ж-Ш, С-Ш-З-Х, Р-Л, Р-РЬ-Л-ЛЬ.

4. В связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков усвоение слов сложного звуко-слогового состава со слогами различной структуры (тротуар, перекресток, экскаватор и др.).

5. Анализ и синтез звукового состава слова (см. раздел «Обучение грамоте»).

Б. Развитие речи

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья).

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев).

Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных. (В лесу жила белка. Дети кормили белку. Дети любовались белкой); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой — голубой платок, ая — голубая лента, ое — голубое платье, ые — голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много светлых ламп. Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам).

Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек).

Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю – катал - буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит - выкрасил).

2. Словарная работа

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексического материала) путем присоединения приставки (прибыл, приколотил, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); путем присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, ые; пластмассовый, -ая, -ле,-ые); путем словосложения (трехколесный, первоклассник). Воспитание умения употреблять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде. Коля ненадолго зашел к товарищу).

Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистенький хвостик).

3. Предложение

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения путем:

а) составления предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов, данных в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака).

б) составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу);

в) составление предложений с данными словосочетаниями (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку. Серенькой белочке — Дети дали орехов серенькой белочке);

г) добавления в предложения пропущенных предлогов (кусты сирени посадили (перед, за) домом. Елочка росла (у, около, возле) дома);

д) развитие умения дать полный ответ на поставленный вопрос.

4. Связная речь

а) Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).

б) Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в иной последовательности.

в) Полные ответы на вопросы в связи с подготовкой к пересказу текста.

г) Развитие умения пересказывать тексты.

д) Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: