Стиль и речь рецензии

Ниже изложены общие рекомендации по стилистическому и речевому оформлению разных частей рецензии. При написании рецензии особенно важно учитывать этический аспект оценочного суждения, в частности, избегать категорических замечаний и слои с отрицательной оценкой.

Вступительная часть рецензии

Во вступительной части рецензии (после обращения к ученику по имени) для выражения общего впечатления от работы, можно использовать:

1) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + качественное прилагательное»: ответ хороший, толковый, интересный, продуманный и т.п.;

2) словосочетания вида «наречие + глагол 3-го лица единственного числа прошедшего времени»: хорошо поработал, безошибочно выполнила, отлично ответил, неплохо справилась и т.п.;

3) слова похвалы и одобрения: молодец, умница и т.п.;

4) предложения, нацеленные на повышение уверенности ученика: Я тобой горжусь! Ты замечательный рассказчик! Не скрывай свои таланты! и т.п.

Основная часть рецензии

В основной части рецензии целесообразно употреблять:

1) глаголы 2-го лица: раскрываешь /не раскрываешь, сравниваешь / не сравниваешь, допускаешь / не допускаешь, задумываешься / не задумываешься, учитываешь/не учитываешь, доказываешь /не доказываешь и т.п.;

2) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени: ответил/не ответил, раскрыл/не раскрыл, использовал/не использовал, доделал (что-то) /недоделал (что-то), довёл до конца/недовёл до конца, указал / не указал, учёл / не учёл, опустил, нарушил и т.п.;

3) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени с приставкой недо-: недопонял, недоделал, недовыполнил, недооценил (свои возможности) и пр.;

4) вводные слова, выражающие

• чувства говорящего: к сожалению, к радости, к удивлению и пр.;

• оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно, несомненно, возможно, очевидно, по-видимому, действительно и пр.;

• указание на источник сообщаемого: по-моему; по мнению многих ученых и пр.;

• последовательность мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, наконец, в общем, в частности, например, следовательно, таким образом, итак, напротив, главное, кроме того и пр.;

• призыв к собеседнику: пожалуйста, скажем, предположим, допустим и пр.;

5) полные и краткие прилагательные: хороши / не хороши (примеры), убедительны /(не)убедительны (доказательства), ошибочно / (ошибочное суждение), логично / (логичное рассуждение) и т.п.

6) краткие страдательные причастия: дан (ответ), написана (работа), (ошибки) допущены, (логика) нарушена, сформулирован (вывод), сделано (заключение) и т.п.;

7) качественные наречия: отлично, хорошо, неплохо, серьёзно, глубоко, средне, невнимательно, небрежно, поверхностно и т.п.,

8) наречия, смягчающие категоричность суждений: немного, не совсем, не всегда, иногда и т.п.

Заключение

Рекомендации ученику

При написании рекомендаций ученику целесообразно использовать:

1) глаголы повелительного наклонения нейтральной окраски: устрани, исправь, дополни, доработай, закончи и т.п.;

2) советы: лучше использовать, больше подходит и т.п.;

3) подсказки (в том случае, если ученик не в силах самостоятельно выполнить задание или неверно его понимает): обрати внимание, обрати внимание на подсказку, внимательно прочитай, подумай, сначала сделай то-то, следуй инструкции, выполняй по образцу и т.п./

4) призыв к совместному действию: давай постараемся разобраться, попробуем вспомнить, вспомним о..., обратимся к... и т.п.;

5) рекомендации по использованию справочной литературы (желательно со ссылкой на электронную версию): обратись к словарю, уточни в словаре, воспользуйся энциклопедией / справочником и т.п.

Обоснование оценки

При обосновании оценки целесообразно использовать:

1) краткие страдательные причастия: работа оценена, ответ может/не может быть оценён, оценка поставлена и т.п.;

2) указание на возможность повышения оценки: внеси дополнения, пожалуйста, и оценка будет повышена; оценка может быть повышена после доработки ответа и т.п.;

3) подчинительные союзы:

• причинные: потому что; так как; в виду того, что; благодаря тому что; вследствие того, что; в связи с тем, что и др.;

• целевые: чтобы; для того, чтобы и др.

• условные: если; если, то; если бы и др.;

• уступительные: несмотря на то, что; хотя и др.;

• следственные: так что.

Категорически запрещаются:

1) риторические вопросы типа: Почему не реагируешь на мои замечания? Сколько раз тебе повторять? А где ответ? Это и весь ответ? Где выводы? и т.п.;

2) предложения с угрозой: Если не исправишь ошибки, ответ не будет оценён; Если не сделаешь вовремя, поставлю «два» и т.п.;

3) некорректные выражения типа можешь, когда хочешь; не знаешь - не надо было делать; наконец-то ты ответила; лучше бы не отвечал; чему тебя только учат; неужели трудно запомнить и т.п.;

4) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + негативно окрашенные прилагательные»: ответ ужасный, плохой, непродуманный,

сумбурный, никуда не годится и т.п.;

5) сложные синтаксические конструкции;

6) обилие вводных и вставных конструкций {особенно в 5-7 классах);

7) употребление терминов без разъяснения их значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: