В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
11. Соотнесите загадку и отгадку.
Загадки | Отгадки |
1) Чёрный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведёт, там заметку кладёт. | A) Гусиное перо |
2) Родился от плоти, а крови нет, грамоты не знаю, а век пишу. | B) Письмо |
3) Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит. | C) Карандаш |
4) Пять ступенек – лесенка. На ступеньках – песенка. | D) Буквы |
5) Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их разгадает. | E) Ноты |
12. Соотнесите строки и названия стихотворений цикла «Круглый год» С. Маршака.
Фрагмент | Название стихотворения |
1) На одуванчик только дунь – / И весь он разлетится. | A) Февраль |
2) И подсолнух зернами / Черными / Набит. | B) Октябрь |
3) Змейкой вьется по земле / Легкая поземка. | C) Апрель |
4) По полям бегут ручьи, / На дорогах лужи. | D) Июнь |
5) На лугах мертва трава, / Замолчал кузнечик. | E) Август |
13. Определите средства выразительности в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
|
|
Строки стихотворений | Средства выразительности |
1) «Светись, светись, далекая звезда…» | А) эпитет |
2) «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли…» | B) повтор |
3) «Твой стих, как божий дух, носился над толпой…» | C) метафора |
4) «Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие…» | D) антитеза |
5) «Гляжу в окно: уж гаснет небосклон…» | E) сравнение |
14. Соотнесите характеристики и имена богинь.
Характеристики | Имена богинь |
1) Богиня утренней зари, выезжает на двух бессмертных конях Лампе и Фаэтоне на небо и поливает землю росой. | A) Афина |
2) Царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. | B) Афродита |
3) Богиня полей, плодородия, покровительница земледелия. | C) Гера |
4) Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. | D) Деметра |
5) Богиня справедливой войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. | E) Эос |
15. Соотнесите первые строки сказок А.С. Пушкина с заглавиями.
Строки сказок | Заглавия |
1) «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон…» | A) Сказка о золотом петушке |
2) «Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару…» | B) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях |
3) «Как весенней теплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Что из лесу, из лесу из дремучего…» | C) Сказка о медведихе |
4) «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица, – Говорит одна девица, – То на весь крещёный мир Приготовила б я пир"…» | D) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди |
5) «Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна…» | E) Сказка о попе и о работнике его Балде |
16. Укажите верную последовательность предложений во фрагменте сказки Г.-Х. Андерсена «Огниво»:
|
|
1) – Спасибо, старая карга! – отвечал солдат.
2) – Добрый вечер, служивый! – молвила она. – Ишь сабля-то у тебя славная какая и ранец-то какой большой! Ну, сейчас у тебя будет денег сколько хочешь.
3) Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!
4) Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина уродиной.
5) Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь к дому.
17. Укажите верную последовательность событий в сказке «Бой на Калиновом мосту»:
1) Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо – шестиглавый змей. Как подул на все стороны – на три версты все огнём пожёг!
2) В первую ночь стал сторожить Иван-царевич. Надел он золотые доспехи, взял меч, в дозор отправился. Ждёт-пождёт – тихо на речке Смородине. Лёг Иван-царевич под ракитовый куст, да и заснул богатырским сном.
3) Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной – три головы снёс, размахнулся ещё разок – ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг.
4) Приезжают к реке Смородине, видят – всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.
5) Выбежала царица из горенки, слезами заливается:
– Сыны мои милые, напали на нашу страну страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост.
18. Укажите верную последовательность строк в стихотворении Г. Кружкова, первая строчка которого звучит так: «Утро – веселый маляр»:
1) С красным ведерком зари, 2) В красках штаны и рубаха… 3) Бодро идет по росе, | 4) Он просыпается рано. 5) С белым ведерком тумана |
19. Укажите верную последовательность глаголов во фрагменте рассказа Евгения Носова «Живое пламя»:
Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то _______ густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Маки _______ своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, _______ все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня буйно _______ маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и _______. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
1) потускнели | 2) наливались | 3) пламенели | 4) слепили | 5) погасли |
20. Укажите последовательность строк в стихотворении Евгения Клюева из книги «Учителя всякой всячины»:
1) Учила расставанию на миг:
2) с которым ни на миг не расставалась.
3) Джульетта Карауловна Рудник
4) она внушала, кутаясь в пальто,
5) «На дольше – никогда и ни за что!» –