Структура международного бизнеса имеет следующий вид (рис. 1), где левый блок представляет собой собственно международный бизнес, а правый — его внешнюю среду.
Рис. Структура международного бизнеса
Основными целями международного бизнеса являются:
расширение рынков сбыта;
получение доступа к уникальным или дешевым ресурсам;
диверсификация для использования межстрановых различий.
Средства реализации целей делятся на 2 группы: функциональные и операционные.
К первой группе относятся виды деятельности (функции), осуществляемые практически любой международной компанией: маркетинг, бухгалтерский учет, управление персоналом и т. д. Ко второй группе относятся:
экспортно-импортные операции;
лицензирование и франчайзинг;
прямые инвестиции;
портфельные инвестиции.
Необходимость изучения каждого из разделов внешней среды определяется их существенной значимостью для принятия решений менеджером международной компании.