7 заключение.
Существуют и смешанные типы композиции.
Типы введения: естественное, искусственное, внезапное. Выдвижение тезиса.
Требования к рассказу: ясность, краткость, правдоподобность. Порядок изложения в рассказе: хронологический, от общего к частному, от знакомого к незнакомому.
Разделение: вычленение из общей картины деталей для обсуждения. Сосредоточение на отдельных пунктах.
Доказательство: индуктивное, дедуктивное, силлогизмы в доказательстве. Закон достаточного основания. Полная и неполная индукция. Выбор типа демонстрации примеров в зависимости от настроения публики (при благорасположенности - от сильных к слабым аргументам, при враждебности - от слабых к сильным).
Опровержение: апелляция к логике, апелляция к чувствам, высмеивание оппонента или его аргументов.
Отступление - необязательная часть, в которой оратор говорит о проблемах, в той или иной степени связанных с предметом его речи (например, об общественном политическом климате, порождающем обсуждаемые проблемы).
|
|
Заключение как важнейшая часть выступления. Аристотель о функциях заключения:
внушить публике благоприятного к себе и неблагоприятного к оппоненту отношения,
подчеркнуть силу своей и слабость позиции оппонента,
возбудить в аудитории нужные страсти,
кратко повторить основные факты и аргументы.
Композиция по функциональным частям текста: информационная, объясняющая, оценивающая, предсказывающая и побуждающая.
Логика изложения фактов: индукция (от перечисления к обобщению), дедукция (от тезиса к его проверке и подтверждению примерами).
Базовые репортёрские вопросники. Логика информационного интервью.