Глава 10

ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВЕДЕНИЯ

Несмотря на то, что мы уже имеем возможность провести различия между

экспрессивным (неинструментальным) и функциональным (инструментальным,

адаптивным, целенаправленным) компонентами поведения (главным образом

благодаря работам Олпорта, Вернера, Арнхейма и Волффа), мы до сих пор не

удосужились отразить двойственную природу поведения в психологии

ценностей.28

Современная психология слишком прагматична, и потому некоторые области

человеческой деятельности, которыми ей следовало бы заинтересоваться,

остаются без должного внимания. Психологи так озабочены результатами,

технологией, средствами, что почти ничего не могут сказать нам о красоте,

искусстве, забаве, игре, восторге удивления, благоговейном трепете, радости,

любви, счастье и прочих, "бесполезных" с их точки зрения, реакциях и высших

переживаниях. Психология почти ничего не может дать человеку, стремящемуся к

познанию высшей истины, человеку, превыше всего ценящему радость

самовыражения, будь то музыкант, художник, писатель, аксиолог, теолог,

гуманист. Психология виновата в том, что ничего не предлагает человеку,

который отчаянно жаждет познания естественных основ своей человечности,

человеку, который нуждается в четкой и ясной системе ценностей.

Исследуя и должным образом используя разграничение между экспрессивным

и функциональным поведением, между экспрессией и преодолением (coping) или,

говоря иначе, между "полезным" и "бесполезным" поведением, мы сможем

существенно расширить юрисдикцию психологии, включить в нее те области

знания, которые до сих пор не попадали в сферу ее внимания. В этой главе я

попытаюсь убедить вас в некоторых вещах, в которых нужно быть уверенным,

прежде чем предпринять попытку исследовать и опровергнуть широко

распространенное представление о том, что всякое поведение является

мотивированным. Такую попытку мы предпримем в главе 14. Пока же я

сформулирую основные различия между экспрессивным и функциональным

поведением, а затем попытаюсь показать их возможное применение к некоторым

проблемам психопатологии.

1. Функциональное поведение по определению целенаправлено и

мотивировано; экспрессивное поведение часто бывает немотивированным.

2. Функциональное поведение в большей степени детерминировано внешними

? средовыми и/или культуральными? переменными; экспрессивное же поведение

детерминировано главным образом состоянием организма. Таким образом,

экспрессия тесно взаимосвязана с глубинной структурой характера. Так

называемые проективные тесты вернее было бы называть "экспрессивными

тестами".

3. Функциональное поведение легко понять как результат научения, в то

время как экспрессивное поведение скорее антагонистично научению, оно

представляет собой результат высвобождения, раскрепощения подавленных

внутренних тенденций.

4. Функциональное поведение достаточно хорошо поддается контролю

(подавлению, аккультурации); экспрессивное поведение обычно неконтролируемо,

а порой даже принципиально неподконтрольно.

5. Функциональное поведение обычно устремлено к изменению текущей

внешней ситуации и, как правило, оно достигает этой цели. Экспрессивное же

поведение не направлено на внешний объект; если оно и вызывает какие-то

внешние изменения, то делает это непредумышленно.

6. Функциональное поведение? это поведение-средство, оно нацелено на

удовлетворение тех или иных потребностей организма или на устранение

возникшей угрозы. Экспрессивное поведение чаще всего самоцельно.

7. Функциональный компонент поведения, как правило, осознается

индивидуумом (хотя может быть и неосознанным); экспрессивный же компонент

обычно неосознаваем.

8. Функциональное поведение предполагает некоторые усилия со стороны

индивидуума; экспрессия в большинстве случаев не требует усилий. Разумеется,

творческое самовыражение? это особый случай, так как индивидуум научается

спонтанному самовыражению (если он способен к этому). Человек может

стараться быть расслабленным и выразительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: