Система дополнительного офицерского образования

Военное образование офицера Рейхсвера ни в коем случае не заканчивалась с получением офицерского звания. Полковой командир был ответственен за дальнейшее образование своих офицеров. Поэтому в гарнизоне, особенно зимой, организовывались, лекции и вечерние семинары на политические, военные и экономические темы. Полковые командиры также отвечали за руководство своими офицерами во время штабных поездок — то есть объездов близлежащих территорий с обсуждением того, как могли вестись наступательные или оборонительные военные действия на тактическом уровне на примере конкретной местности. Штабные занятия в гарнизоне, во время которых перед офицерами ставились тактические проблемы и от них ожидалась подготовка планов и приказов, также проводились под руководством полковх командиров и были нормальной частью офицерского обучения.{415}

Самой важной особенностью офицерского обучения в Рейхсвере была подготовка к военно-окружным экзаменам. По сути они представляли собой старые вступительные экзамены для зачисления в корпус офицеров Генерального штаба, но Зект внес дополнительную особенность в эту систему. В старой армии командир после производства в офицеры больше не был обязан сдавать какие-либо экзамены. Если он желал служить дальше в полку, то это был его выбор. Вступительный экзамен для зачисления в военную академию имперской армии, был сугубо добровольным. В 1919-м году Зект принял решение ввести со следующего года военно-окружные экзамены, сделав их обязательными для армейских офицеров.{416} Согласно Зекту, эти экзамены должны были обеспечить «полезный обзор уровня общего образования и военных знаний офицерского корпуса.»{417}

Тесты предназначались обычно для старших первых лейтенантов. От всех офицеров ожидалось получение по крайней мере удовлетворительных оценок. В случае провала экзамен мог быть повторен в следующем году{418}, но более чем один провал мог привести к потере офицерского звания. Офицеры, получившие наивысшие оценки, 10–15% от общего количества сдававших экзамены, попадали в программу подготовки офицеров Генерального штаба. Политика Зекта имела своей целью достижение трех главных результатов: (1) установление дополнительного барьера перед малообразованными офицерами, что делало офицерский корпус Рейхсвера еще более элитной организацией. (2) Все младшие офицеры Рейхсвера вовлекались в интенсивную учебную программу. (3) В то время как перед Первой мировой войной эти экзамены были этапом добровольного выбора карьеры офицера Генерального штаба, в послевоенной армии уже весь офицерский корпус мог быть вербовочной базой для Генерального штаба.

Военно-окружные экзамены, получившие такое название, потому что они ежегодно проводились в штабах семи военных округов, каждый год готовились отделом Т-4 Войскового управления. Экзамены длились несколько дней и состояла из следующих частей: три работы по прикладной тактике, одна работа по теории тактики, одна работа по военно-инженерной подготовке, одна работа по чтению карты и черчению, и одна работа по вооружению и военному снаряжению. Различные вопросы составлялись с учетом рода войск офицера. Экзамены на проверку общего уровня знаний касались следующих предметов, по одной работе на каждый: история, гражданское право, экономическая география, математика, физика, химия и физическая подготовка.{419}

Эти тесты были жестко ограничены по времени, чтобы подвергнуть офицера психологическому напряжению. Вопросы на проверку уровня общих знаний соответствовали уровню знаний человека, имеющего аттестат о полном среднем образовании, и хорошо образованный офицер, закончивший гимназию, как правило должен был лишь просмотреть свои старые школьные записи, чтобы получить проходной балл. Например, экзамен на знание иностранного языка состоял из нескольких довольно простых страниц из зарубежного военного журнала, которые экзаменующийся должен был перевести на немецкий язык. Иностранные языки предлагались на выбор. Эта часть экзамена не представляла трудности для офицера с гимназическим образованием. Однако в начале 20-х годов этот экзамен представлял собой реальный барьер для офицеров из бывших унтер-офицеров и менее образованных офицеров военного времени.{420}

Военная часть экзамена была наиболее трудной. Единственными относительно легкими частями экзамена были вопросы на чтение карты и по военно-инженерной подготовке, которые полностью соответствовали учебным программам офицерских школ. С другой стороны, экзаменационные вопросы на тактические темы готовились с тем расчетом, чтобы проверить уровень знаний и навыков офицер, не ограничивающийся программой военной школы. Вопросы касались действий усиленного пехотного полка, в то время как занятия в военных школах ограничивались действиями рот и батальонов. Экзаменующимся давались сложные задания, дополненные картами, и при этом офицеры получали строго ограниченное время, чтобы написать ряд планов и приказов. Тактические задания ставились в контексте современной войны и касались всех новых видов оружия: учитывалось применение бронеавтомобилей, танков, самолетов, химического оружия. Чтобы гарантировать отсутствие протекционизма во время экзаменов, результаты оценивались централизованно, Отделом Т-4 в Берлине, а экзаменующиеся офицеры при этом оставались анонимными. Каждая экзаменационная работа оценивалась тремя офицерами, чтобы гарантировать объективность.{421}

Подготовка к военно-окружным экзаменам была главным моментом офицерской карьеры. Внутри гарнизона из младших офицеров формировались учебные группы, и для того, чтобы помочь им в подготовке к экзаменом. Организовывался шестимесячный учебный курс.{422} Поскольку начальники штабов семи военных округов несли ответственность за готовность офицеров экзаменам, округа рецензировали программы заочного обучения и организовывали зимние конференции для подготовки офицеров.{423} Кроме того, офицерами Генерального штаба были написаны многочисленные учебники и тактические пособия. Например, плодовитым автором трудов по тактике был капитан Людвиг фон дер Лейен, офицер, назначенный в отдел Т-4 Войскового управления в начале 1920-х годов.{424} Одна из его книг, «Тактические задачи и решения» (Taktische Aufgaben und Losungen; 1923), представляла десять тактических ситуаций, концентрировавшихся на вопросах снабжения крупных подразделений в бою.{425} Другая книга фон дер Лейена, «Взаимодействие родов войск» (verbundenen Waffen; 1925), подчеркивала тактические методы новых наставлений Рейхсвера.{426} Книга «Тактические уроки касательно действий усиленного пехотного полка» редактировалась несколькими офицерами и была издана в 1920-х годах несколькими изданиями.{427}Редакторы написал, что книга «предлагалась в качестве ценного пособия для младшего офицера, готовящегося к военно-окружным экзаменам.»{428} Она также рекомендовалась для организации военных игр и занятий большинству старших офицеров.{429}

Тактические учебники, вроде указанных выше, были основным видом литературной деятельности офицера Рейхсвера в 20-е годы. Книги по тактике обычно основывались на новой тактике в соответствии с Армейским наставлением 487 (Управление и Сражение). Их целью было более подробное описание новых принципов в дополнение к тактической подготовке в офицерских школах. В то время как Зект и Войсковое управление официально объявили, что только наступлением можно добиться победы, тактические учебники подчеркнуто изучали полный набор тактических ситуаций, стандартных в современной войне, включая оборону, наступление, движение, связь, разведку и организацию отступления. Тактические задания военно-окружных экзаменов как правило касались большую часть этих вопросов.{430} Даже при том, что предпочтение отдавалось наступательным действиям, тактическая подготовка офицеров Рейхсвера кажется хорошо сбалансированной. На практике от офицера ожидалось, что он сможет отреагировать на любое мыслимое тактическое требование.

Поскольку офицерам Рейхсвера запрещалось участвовать в любого рода политической деятельности, немногие писали книги или статьи на тему большой стратегии или политики и экономике войны. Интеллектуальная деятельность этих офицеров не касалась серьезных стратегических вопросов, а склонялась больше к изучению оперативных проблем. Служащие офицеры редко писали на тему политики или экономики в Militar Wochenblatt, но практически каждый выпуск журнала в 20-е годы включает их статьи о тактике или вооружении; статьи на темы политики или большой стратегии имели тенденцию быть написанными офицерами в отставке. Образ офицера Рейхсвера это образ офицера на любом уровне тщательно изучающего тактические и оперативные вопросы, не касаясь проблем политики и экономики.

Примером высокого уровня мышления, проявившегося в результате интенсивного изучения тактики в Рейхсвере, являются работы Эрвина Роммеля. Роммель был строевым пехотным офицером, получившим в Первую мировую войну орден pour le merite, но никогда не служившим в Генеральном штабе. За то время, которое капитан провел в должности преподавателя в Пехотной школе в Дрездене, с 1929 по 1932 годы, он написал несколько тактических работ, основанных на его обширном военном опыте. В 1936-м году эти работы были собраны и изданы одной книгой «Пехота атакует!» (Infanterie Greift An!) — бестселлер, который выдержал 18 изданий и общим тиражом более 400 000 экземпляров.{431} Стиль Роммеля — ясный, яркий и прямой. В ходе анализа своего военного опыта для практических занятий он обусждал пехотную тактику подразделений от взводного до полкового уровня. Роммель, блестящий военный практик, не имел времени для теорий. Он изучал тактические ситуации, свидетелем которых он был, включая атаки, рейды, оборонительные действия, тщательно и детально разбирая каждую. В этом отношении книга Роммеля очень похожа на тактические наставления Рейхсвера 20-х, но лучше написана. Тем не менее Роммель, как и большинство офицеров Рейхсвера, не может называться военным мыслителем или теоретиком. Хотя он явно внимательно изучил свою специальность, его дневники, письма и работы ни коим образом не свидетельствуют о том, что он когда-либо всерьез изучал Клаузевитца или Шлиффена. В любом случае, недостаток таких знаний нисколько не повлиял в дальнейшем на его генеральскую карьеру.

Еще одну возможность продолжения военного образования представляли собой гранты строевым офицерам и офицерам Генерального штаба на совершение заграничных путешествий. Офицеры Рейхсвера поощрялись к совершению зарубежных поездок якобы с целью совершенствования языковых навыков, но больше для изучения зарубежных военных разработок. Для заграничных поездок офицеров выдавалось специальное пособие. Точные цифры, свидетельствующие о том, сколько офицеров Рейхсвера воспользовалось такой возможностью и посетило Францию, Италию, Испанию, Великобританию и Соединенные штаты, отсутствуют, но сохранившиеся отчеты и счета показывают, что это было распространенной практикой. Уцелевшие документы Рейхсвера 20-х годов содержат множество сообщений, подготовленных офицерами Рейхсвера после их возвращения из-за рубежа.{432} Мемуары бывших рейхсверовских офицеров также часто касаются их заграничных путешествий в 20-е годы.{433}

Другим новшеством в области офицерского образования, показывающим роль Зекта во внедрении дополнительного образования командного состава, является обучение генералов и старших офицеров. Поскольку одной из проблем 1914 года было отсутствие взаимодействия между высшими германскими офицерами, Зект стал ежегодно проводить по несколько штабных поездок, в ходе которых изучались такие проблемы, как например оборона против чехов или французов. Войсковое управление также организовало аналогичные учения для дивизионных штабов.{434} Зект начал свою программу обучения генералов в 1921 году, ежегодные штабные поездки стали традицией, продолженной следующими командующими Рейхсвера. Зект лично ставил задачи перед своими старшими офицерами и проводил критический разбор итого занятий. Свои новаторские методы он объяснял следующими словами: «немногие командующие стремились активно заниматься обучением своих подчиненных генералов и разбирать с ними тактические задачи. Идея, что командующий должен учить, была необычна. Однако результатом было то, что Генеральный штаб был подготовлен в соответствии с едиными принципами.»{435}


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: