42. Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер.[85] Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане.[86] Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста.[87] Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять вступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем, если его отвергнуть, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды, и, если будет признано, что он не имеет права быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демотов, внесших его в список.
После того как эфебы подвергнутся докимасии, отцы их собираются по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил в возрасте свыше 40 лет от роду, таких, которые, по их мнению, будут наилучшими и наиболее пригодными, чтобы иметь попечение об эфебах, а из них народ выбирает поднятием рук[88] по одному от каждой филы в качестве софрониста и из всех вообще афинян космета над всеми. Эти лица, собрав эфебов, прежде всего обходят храмы богов, затем отправляются с ними в Пирей и несут гарнизонную службу: одни - в Мунихии, другие - в Акте.
Далее, народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов и учителей, которые должны обучить их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и опусканию катапульты.
На содержание народ выдает софронистам по 1 драхме каждому, а эфебам - по 4 обола каждому.[89] Каждый софронист получает деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее хозяйство (они обедают вместе по филам) и заботится обо всем остальном.
Таким образом они проводят первый год. На следующий же год после народного собрания в театре эфебы показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарнизонную службу они исполняют в течение двух лет, нося хламиды, и на это время освобождаются от всех повинностей... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами.
[1] Фукидид неоднократно писал о том, что Аттика всегда была занята одним и тем же населением (ср. I. 2, 5).
[2] Перикл имеет в виду спартанцев.
[3] Т. е. выше похвалы или порицания.
[4] Перикл имеет в виду афинян.
[5] Подразумевается НародноеСобрание.
[6] То есть с персами.
[7] Человек, садившийся к алтарю, отдавал себя под защиту святыни.
[8] Имеется в виду список гоплитов.
[9] Об институте «судей по демам» см.: Аристотель. «Афинская Полития» 16, 5 и 53, 1.
[10] Сначала плата составляла 1 обол в день, затем, около 428 г. до и. э., она была повышена до 3 оболов.
[11] По-видимому, Аристотель имеет в виду Пифона.
[12] Подвязывали плащ обычно ремесленники. Ораторы в Народном Собрании считали недостойным повышать голос или делать резкие движения при выступлении перед народом.
[13] Имеется в виду раздача «зрелищых денег», которые выдавались беднейшим гражданам для посещения театра
[14] Очевидно, незадолго до написания этого сочинения в Афинах был издан особый закон, который разрешал рабу жаловаться на жестокое обращение.
[15] Эксомида-хитон, оставляющий правое плечо открытым для удобства при тяжелых работах, был обычной одеждой и для свободных ремесленников. Этот хитон был сделан из дешевой темной материи, иногда - из шкуры животного.
[16] Известно, что хозяева нередко отдавали рабоввнаем другим гражданам.
[17] Имеется в виду не отпуск на свободу, а возможность жить самостоятельно, выплачивая рабовладельцу оброк.
[18] Автор допускает явную гиперболу: ни о какой свободе слова для рабов не могло быть и речи.
[19] О том, что метеки участвовали в общественных работах, мы знаемиздокументов.
[20] Здесь речь идет о литургиях (специальных денежных повинностях), накладывавшихся на наиболее богатых граждан.
[21] Имеются в виду особенно крупные дела частного характера. Мелкие тяжбы, естественно, разрешались на местах.
[22] Обе стороны до начала суда вносили судебную пошлину.
[23] Здесь имеется в виду,что у большинства союзников власть находилась в руках олигархов.
[24] Здесь имеется в виду суд присяжных - гелиэя.
[25] Имеются в виду события в начале Пелопоннесской войны, когда Перикл распорядился свозить стада и выгонный скот на близлежащие острова при нашествиях спартанцев на Аттику.
[26] Необходимое количество присутствующих требовалось в исключительно важных случаях; например, при остракизменеобходимо было наличие не менее 6 тыс. афинских граждан.
[27] Так были нарушены тридцатилетний мир 446-445 гг. до н.э., Никиев мир 421 г. до н. э. Но автор необъективен - такие нарушения договоров имели место и в аристократической Спарте.
[28] По всей вероятности, это намек на Перикла.
[29] Имеются в виду союзники, которым приходилось подолгу ожидать решения дел.
[30] Сумма подати для членов Афинского морского союза была установлена в 477 г. до н. э. Аристидом. После этого размер фороса (налога) неоднократно пересматривался в сторону повышения.
[31] Известно, что в Афинах общее количество присяжных составляло около 6 тыс. человек. Бывали случаи, когда при особо важных обстоятельствах в судебной комиссии заседало до 1501 судьи.
[32] Здесь, как и во многих местах выше, автор подчеркивает свои олигархические тенденции.
[33] Так называемая атимия - лишение гражданских прав, тягчайшее наказание для афинского гражданина.
[34] Херсонес впервые был колонизован еще при Писистрате Мильтиадом, сыном Кипсела. В 453 г. до н. э. Перикл роздал в Херсонесе земельные участки тысяче клерухов.
[35] На остров Наксос клерухи были выведены под руководством Толмида (Диодор, XI, 88; Павсаний, I, 27, 5).
[36] Остров Андрос попал под власть Афин во время греко-персидских войн.
[37] Город Сибáрис, основанный ионийцами на побережье Южной Италии, в 510 г. до н. э. был разрушен крóтонцами. Сибарис в 443 г. до н. э. был снова отстроен на новом месте под названием Фурий по инициативе и под руководством Афин.
[38] Т. е. Персами.
[39] Эта должность была выделена из компетенции казначеев богини Афины (государственных казначеев) около 338 г. до н, э.
[40] Эта должность, учрежденная в 354 г. до н. э., играла важную роль в общественной жизни Афин, являясь проводником широкой демагогической политики
[41] Фол - здание круглой формы, находившееся вблизи афинского булевтерия (здания совета).
[42] Таких дней насчитывается много - все праздники, особые «несчастливые» дни (седьмой день каждого месяца, когда, по обычаю, поминали умерших), канун праздника Анфестерия (около начала марта) и т. п.
[43] Заседания в основном происходили в булевтерии, но иногда и в других местах - в храме Тесея, на Акрополе, в Пирее, на Панафинейском стадионе.
[44] Так называемая исангелия - заявление о важном преступлении против государства (измена, заговор против демократии, подкуп оратора и т. п..
[45] Обычно шестая притания приходилась на январь месяц. Здесь решался в принципе вопрос об остракизме.
[46] Ветвь оливы, перевязанная шерстяной лентой, служила символом мольбы.
[47] Государственная казна Афин хранилась в специальном помещении Парфенона (опистодоме). В храме Матери богов находился государственный архив.
[48] Эпистат проэдров в IV в. до н. э. становится председателем Народного Собрания.
[49] В сумме не свыше 500драхм.
[50] Ср. гл. 41, 2 о том, что «судопроизводство совета перешло к народу».
[51] Имеются в виду сараи, в которых находились корабли, вытащенные на сушу.
[52] Имеется в виду хрисоэлефантинная (сделанная из слоновой кости и золота, что само по себе представляло огромную ценность) статуя Афины-Парфенос (Девы) работы великого Фидия, находившаяся в Парфеноне.
[53] Изображения богини победы Ники, сделанные из чистого золота. Их было 10, судя по инвентарям, сохранившимся в надписях. Они также служили денежным фондом во время материальных затруднений Афинского государства.
[54] Имеется в виду ценная утварь, ткани, в том числе приносимые вдарАфине во время Панафиней драгоценные одежды, которые употреблялись во время процессий на праздновании Панафиней.
[55] Контракты заключались на постройку стен, изготовление официальных надписей - постановлений, проксений, декретов и т. п.
[56] Главным образом Лаврийских рудников.
[57] После реформы Эфиальта Ареопаг выполнял только судебные функции по делам религиозного характера (к ним относились и обвинения в предумышленном убийстве).
[58] Государство отдавало на откуп богатым гражданам сбор обычных податей и не занималось им само.
[59] Имеются в виду специальные доски, выбеленные гипсом.
[60] Басилевс - один из девяти архонтов; áрхонт-басилевс выполнял жреческие функции, а такжеисудебные по делам, связанным с религиозными культами.
[61] В Афинах практиковалась сдача в аренду частным лицам храмовых участков.
[62] Окна в древнегреческих домах открывались на улицу только в верхних этажах. Нижний этаж на улицу окон не имел. Они выходили во внутренний дворик дома.
[63] Так называемые агораномы.
[64] Так называемые метрономы.
[65] Нечто вроде помощников или советников при государственных контролерах.
[66] Официальные документы вырезались на мраморных или бронзовых досках и выставлялись в общественных местах.
[67] Имеется в виду время приблизительно с 367-363 гг. до н. э.
[68] По-видимому, обособление Пирея (так как обычно демархов-старшин демов избирали поднятием рук в самих демах) можно объяснить только его исключительным значением в жизни Афин.
[69] Т. е. имело такое же значение, как имя первого архонта-эпонима для Афин.
[70] Аристотель в гл. III сообщает, что с конца VII в. до н.э. 9 архонтов выбирали из людей, имевших состояние, свободное от долгов, в размере не менее 10 мин.
[71] Имеется в виду время около 325 г. до н.э.
[72] Это было формой провозглашения неприкосновенности имущества граждан.
[73] Число хорегов назначалось по числу трагических поэтов, допускавшихся к состязанию (по обычаю их было три).
[74] До IV в. до н. э. число комедий, ставившихся во время праздника Дионисий и Ленеев, также равнялось трем, а затем было увеличено до пяти.
[75] Состязания в беге с факелами происходиливо время Панафиней и праздников в честь Гефеста и Пана.
[76] Храм Афины Паллады к северо-востоку от Акрополя.
[77] Равнообязанные - группа метеков, за особые заслугиперед Афинским государством освобожденная от подати, которую платилиметеки.
[78] По афинским законам можно было требовать отчета у стратегов еще до окончания срокаих избрания.
[79] Здесь речь идет о частноправовых договорах, которые обеспечивали защиту коммерческих сделок между гражданами разных государств.
[80] В случае недовольства литургией триерарх (либо хорег, либо любое лицо, на которое возложена литургия) имел право предложить передать эту литургию более богатому лицу. В случае отказа последнего можно было потребовать обмена имущества.
[81] Имеется в виду стража, охранявшая верфи.
[82] Глашатай служил курьером.
[83] флейтист служил сигнальщиком.
[84] Острова Самое, Скирос, Лемнос и Имброс находились в зависимости от Афинского государства.
[85] Аристотель имеет в виду время около 325 г. до н. э., когда он писал свой трактат.
[86] Согласно закону, введенному Периклом в 445 г. до н. э.
[87] Демоты — члены дема.
[88] В Афинах существовало несколько способов подачи голосов на выборах: путем поднятия руки (хиротония), путем опускания в урны камешков, наконец, жеребьевка производилась с помощью черных и белых бобов.
[89] Сумма указывается на день.