Факторинг

Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающееся с кредитным оборотным капиталом. Является одним из методов обеспечения предпринимательской деятельности и регулирование денежного оборота предприятий и коммерческих организаций.

Факторинг как вид услуг для малых и средних предприятий. Факторингом занимаются специальные компании, которые тесно связаны с банком или является дочерними фирмами.

Основной целью факторингового обслуживания является инкассирование факторинговой компании, дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Получение факторинговых услуг в какой-то мере разрешает проблемы связанные с поиском источника финансирования оборотного капитала, так как позволяет превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой.

В соответствии с конвенцией о международном факторинге принятой в 1988 году Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум в двух из четырех признаков:

  1. наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
  2. ведение бухгалтерского учета поставщикам, прежде всего учета операций по реализации продукции, услуг;
  3. инкассирование его задолженности;
  4. страхование поставщика от кредитного риска.

Не всякое предприятие может воспользоваться услугами факторинговой компании.

Факторинговому обслуживанию не подлежат:

Ø предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

Ø предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукцией;

Ø предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;

Ø предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершению определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

При осуществлении факторинговых операций между предприятием поставщиком и факторинговой компанией заключается двухсторонний договор.

В рамках этого договора факторинговая компания покупает у предприятия поставщика счета-фактуры 80-90 % стоимости отгрузки, о есть происходит авансирование оборотного капитала поставщика, в течении двух-трех дней оплачивает в виде аванса. Оставшиеся 10-20 % клиент получает после того, как к нему поступил счет от партнера.

Преимуществом такой формы услуг является повышение ликвидности, то есть превращение материальной ценности в наличные деньги.

Следовательно, стоимость факторинговой услуги для предприятия поставщика состоит из элементов:

v Страховой резерв, то есть это часть стоимости дебиторской задолженности, которая остается у факторинговой компании до момента оплаты должником платежных требований.

Если плательщик оказывается неплатежеспособным по своим обязательствам, то сумма страхового резерва поставщику не возмещается. Страховой резерв определяется по следующей формуле:

Рстр = ДЗ * Сстр

ДЗ – сумма дебиторской задолженности, которую можно продать по договору факторинга

Сстр – ставка страхового резерва в %

v Комиссионное вознаграждение – это плата факторинговой компании за ведение у клиента бухгалтерского учета и проведение расчетных операций.

v Проценты за пользование факторинговым кредитом.

Пк = (ДЗ – Рстр – К) * Спк/100 * Т/365

К – комиссионное вознаграждение

Спк – ставка % за факторинговый кредит

Т – срок договора факторинга, обычно равен сроку погашения платежных требований.

Сумма, которую поставщик получает по договору факторинга.

Фа = ДЗ – Рстр - К – Пк

Факторинговые операции могут быть:

- внутренние

- международные

- открытые

- закрытые

- с правом регресса (обратного требования поставщику возместить уплаченную сумму) – есть определенный кредитный риск

- с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты, то есть оплаты требований к определенной дате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: