1. Сглаживание амплитуды циклических колебаний.
2. Обеспечение более полного использования производственных факторов страны.
Государство опирается на определенную систему показателей, предоставляемых официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами, чтобы иметь возможность прогнозировать кризисные спады.
Индексы, предсказывающие экономический спад, подразделяют на опережающие, запаздывающие и совпадающие. Опережающие индикаторы как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла и сигнализируют о наступлении очередной фазы цикла с опережением. Например, уровень загрузки производственных мощностей, цены на акции начинают снижаться раньше, чем наступает кризис, и расти раньше, чем экономика вступает в фазу подъема. То есть опережающие индикаторы сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив, запаздывающие индикаторы сигнализируют о наступлении очередной фазы цикла с опозданием: например, уровень безработицы достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна». Совпадающие индикаторы в динамике достигают максимума одновременно с пиком деловой активности и минимума - одновременно с низшей точкой деловой активности (объем ВВП, личные располагаемые доходы населения и некоторые другие).
|
|
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успех стабилизационных мероприятий.
Антициклическое регулирование впервые стало осуществляться в широких масштабах во время мирового кризиса 1929-1933 гг., сначала в США («курс Рузвельта»). Большую роль в его развитии сыграла книга Д.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)
.Представители различных школ давали свои рекомендации по совершенствованию антициклической политики. Ныне сложились следующие подходы государственного антициклического регулирования: 1) кейнсианский подход; 2) монетаристский подход; Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения;
Сторонники кейнсианского направления проблему сглаживания циклических колебаний предлагают решать с помощью инструментов бюджетно-налоговой (фискальной) политики, В период спада производства государство противодействует падению совокупного спроса путем роста государственных расходов, финансируемых за счет бюджетного дефицита, и снижения налогов. Вместе с тем в периоды экономического бума государство проводит политику сдерживания совокупного спроса, используя те же фискальные инструменты, но только в обратном направлении.
|
|
Представители монетаризма проблему сглаживания циклических колебаний предлагают решать с помощью инструментов денежно-кредитной политики. По их мнению, изменение предложения денег оказывает прямое влияние на совокупный спрос. В связи с этим предлагается поддержание на определенном уровне денежной массы.
Если кейнсианство и монетаризм основной детерминантой стабилизационной политики государства считают потребительский спрос, то теоретики предложения – сбережения, являющиеся основой инвестиций. Для ускорения процесса капиталообразования данная теория предлагает сокращение налогов и меры дерегламентации деятельности предприятий, снижение государственных расходов, особенно социальных, поскольку они дестимулируют предпринимательство и порождают инфляцию.
Ни одно правительство не строит свою стабилизационную политику в полном объеме на рекомендациях одной теории. Как правило, каждая такая политика есть комбинация наиболее эффективных мер, предлагаемых разными школами. Стабилизационная политика осуществляется во всех странах рыночной экономики, имея свои отличия, связанные с национальной моделью экономики.
В современной российской экономике антициклическая политика не имеет полностью сформированных черт. Причина в том, что еще не сложились экономические циклы. Рыночная цикличность возникает лишь при наличии основы - частной собственности, свободы принятия экономических решений и в результате достижения народным хозяйством определенной динамической устойчивости.
Специфика конъюнктурного развития России предопределила и особенности действий правительства. До последнего времени вместо антициклической политики ему приходилось делать ставку на антикризисные меры. Они включали:
- меры финансовой и кредитной политики по установлению
общеэкономического равновесия, сбалансированности;
- поддержку развития частного сектора, среднего социального слоя;
- осуществление промышленной, структурной политики.