Пе рев озка грузов с использованием нескольких видов транспорта. Поня тие прямого смешанного сообщения

Смешанным сообщением называется так о й вид перевозки, когда для обеспечения процесса транспортировки тр е б у е тс я два вида тр а нс по р т а.

Существование та к о г о вида пер евозок связано с те м, что объек тив но сложно перевезти груз при использовании то л ьк о одного вида транспорта. Это возможно лишь в некоторых случаях, когда, например, возможно перевезти груз тол ьк о автомобильным транспортом (небольшое количество груза пер ево-зится на небольшое расстояние или предприятие для междугородных перевозок может позволить себе использовать автомобильную фуру) или тол ьк о железно-дорожным тр а нс по р то м (когда у предприятия-грузоотправителя и пр ед приятия-грузополучателя есть подъездные пути). Однако приведенные виды перевозок в большинс тве случаев не могут удовлетворить предпринимателей. Поэтому ча-ще всего используются схемы транспортировки с участием нескольких видов транспорта.

В настоящее время основной объем перевозок осуществляется при по-мощи двух и более видов тр анс по р та. Около 90 % грузов, перевозимых на пер-вых этапах морским тр анс по р то м, в дальнейшем перевозится по железным до-рогам; 50 % грузов речного транспорта также передается к пер евозке железно-дорожным тр анс по р то м. Ав то м об ил ь ны й транспорт взаимодействует со всеми видами транспорта, в то м числе, и с железнодорожным, обеспечивая перевозку «от двери до двери», если на предприятии нет подъездных путей от маги-стрального железнодорожного тр а нс по р та.

Сложность организации смешанного сообщения заключается в то м, ч то так а я схема перевозки тр ебу е т слаженности и синхронности действий видов транспорта, имеющ их разную технологию транспортировки и погрузки-вы-грузки, неодинаковые документы, и пр.

Транспортировка грузов в прямых смешанных сообщениях про изводится с организацией погрузочно-разгрузочных работ при пер евалке с одного вида транспорта на другой по двум схемам:

1) перегрузочный вариант – с выгрузкой из подв ижного состава для дли-
тел ьно г о ил и краткосрочного хранения груза на складах узла пер евалки с
последующей погрузкой на другой вид тр анс по р та для дальнейшей
транспортировки;

2) прямой вариант – с перегрузкой непосредс твенно с одного тр а нс -
пор тного средства на другое.

Организация работы пунк тов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется с соблюдением Единых технологических процессов работы различных видов транспорта. Единые технологические процессы пре-


дусматривают организацию, управление и контроль над следующими видами транспортных операций:

-передача информации о подходе подвижных составов, которая не-обходима для оперативной подачи под загрузку подвиж ного состава дру-гого транспортного средства; -сменно-суточное пла нирова ние работы пу нк та пер евалки, которое орга-низовывае т своевременный подход тр анс по р тн ых средств для перегруз-ки; та к о е планирование необходимо для то г о, чтобы ис ключить непро из-водительные простои подвижного состава каждого вида транс по р та; -организация погрузочно-разгрузочных работ с учетом экономически и логистически обоснованного выбора и распределения погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств, длины перегрузочных фронтов, объема работ по передаче грузов, выполнения установленных норм про-стоя подвижного состава под перегрузочными операциями, мак-симального отправления грузов по железной дороге маршрутами и др.; -оформление передачи грузов с одного вида транс по р та на другой в зави-симости от быстроты перевалки грузов, от ответственности за сохран-ность грузов при перевозке тем или иным видом транспорта или на скла-де временного хранения, от выполнения сроков доставки; внесение в до-кументы отметок о возникших в пунк те пер евалки дополнительных рас-ходах и др.; -подготовка подвижного состава в санитарном, техническом, термическом отношениях, своевременная подача их на фронты перегрузки с учетом тем пов и ритма перегрузочных работ, размеров перегрузочных фронтов, установленных интервалов, порядка расстановки транспортных средств. Вс е эти действия в большей или меньшей степени влияют на коммер-ческие характеристики договора купли-продажи и то в ар а. Для большего удоб-ства и быстроты так ие перевозки оформляются тольк о одним перевозочным документом на весь путь следования; например, при прямом железнодорожно-автомобильном сообщении оформляется то л ьк о железнодорожная накладная.

По д прямым смешанным сообщением понимается перевозка грузов, пас-сажиров и багажа разн ыми видами транспорта по одному перевозочному до-кумен ту. При осуществлении та к ог о вида транспортировки грузоотправитель или грузополучатель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы.

В процессе прямой смешанной пер евозки грузов и багажа ос ущ ес тв л яе тс я перегрузка (перевалка) с одного вида тр а нс по р та на другой. Это, в свою оче-редь, влечет за собой возник новение дополнительных транспортно-правовых вопросов, связанных с особенностями организации так их перевозок и регу-лирования взаимоотношений различных видов тр анс пор та, участвующих в оп-ределенной перевозке. Поэтому между различными тр анс по р тн ым и орга-низациям и федерального уровня заключаются соглашения, в которых огова-риваются права и обязаннос ти сторон по организации и проведению работ, свя-занных с перевозкой грузов.


Официально в прямое смешанное сообщение входят следующие виды транспортных предприятий и организаций, установленные соответствующими федеральными органами ис полнительной власти:

- железнодорожные станции, открытые для проведения операций по пере-возкам грузов;

- морские и речные пор ты;

- автомобильные станции;

- аэропорты.

Пер ечен ь железнодорожных и автомобильных станций, портов, аэро-портов содержится в сборниках правил перевозок и тарифов. В большей степени распространены следующие схемы смешанных перевозок.

Железнодорожно-водные перевозки. В настоящее время перевозки та к им видом сообщения осуществляет подавляющее большинство судоходных ком-паний. Ежегодный объем грузов, перевозимых по так о й схеме, составляет при-мерно 50–60 млн. т/год, что равно приблизительно 70 % общего объема грузов, перевозимых водным транспортом. При этом на долю речного тр анс по р та при-ходится примерно 15–20 млн. т/год, а на долю морского – соответственно 35–40 млн. т/год. Такое распределение связано с объективной необходимостью дос-тав к и грузов, прибывших морским межконтинентал ьным тр а нс по р то м во внут-ренние районы страны. В железнодорожно-водном варианте перевозки пере-грузка грузов из железнодорожных вагонов на морские или речные суда ил и из вагонов на суда производится погрузочно-разгрузочными средствами портов. Как пр авило, пер евозка грузов по та к о й схеме эффек тив на, рациональна и не треб у е т дополнительных затрат. Однако возникают ситуации, когда доставлен-ные в порт по железной дороге грузы не могут быть перевезены дальше водным видом транспорта, так как прекращение навигации не всегда удается то ч но спрогнозировать. В этом случае порты принимают прибывший груз на времен-ное хранение, а впоследствии запрашивают грузоотправителя о возможности переадресовки груза или о сдаче его на месте в порту перевалки.

Смешанные перевозки река-море так ж е обеспечивают решение задачи перевозки грузов из приморских районов в глубь материка. В данном случае перевозка грузов осуществляется на специальных судах, предназначенных для плавания и в морском, и в речном сообщении. Это самый дешевый вид сме-шанной перевозки, ограниченный, пр авда, клима тиче скими условиями, при этом исключается необходимость перегрузки грузов с речного судна на мор-ское и наоборот.

Одним из широко используемых способов перевозки является сообщение с использованием магистрального и промышленного железнодорожного тр анс -пор та и автомобильного тр а нс по р та. В данном случае железные дороги пер ево-зят грузы на дальние расстояния, а автомобили осуществляют перевозку от склада до станции о тправления, а далее от станции назначения до склада назна-чения.

Одним из пунк тов договора перевозки в смешанном сообщении является срок доставки груза. Сроки доставки грузов определяются путем суммирования


сроков перевозки различными видами тр анс по р та. Пр и этом срок непосредст-венной транспортировки грузов увеличивается на время перегрузки грузов в транспортных узлах. Регламентированы следующие сроки перевалки грузов с одного вида транспорта на другой:

- при перевалке грузов мелкими партиями – на двое суток;

- при перевалке остальных грузов – срок определяется технологией пер ево-зок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: