Вопросы.
1. План, виды плана. Назывной, тезисный, вопросный.
2. Требования к составлению плана.
План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-нибудь: план доклада, реферата, выступления. План должен соответствовать теме текста и основной мысли. Пункты плана должны быть точными, лаконичными выразительными. План должен быть логичным, целенаправленным, стройным. План состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
Вступление – предварительная часть, введение, предисловие. Во вступлении мотивируется выбор темы, цель, которую ставит автор, указывается точка зрения, с которой он подходит к раскрытию темы и т.п.
В главной части раскрывается тема, основное содержание текста.
Заключение – последняя часть доклада, реферата, выступления. Здесь подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчеркиваются главные мысли работы.
Различают простой и сложный планы.
Простой план состоит из пунктов-заголовков, в нем не должно быть ничего лишнего.
В сложном плане основные пункты могут члениться на более мелкие части, относительно законченные по мысли.
В зависимости от формулировки пунктов плана различают следующие виды плана: назывной, тезисный, вопросный.
В назывном плане пункты плана сформулированы назывными предложениями, в вопросительном – вопросительными предложениями. В тезисном плане пункты плана представлены в виде обобщенных формулировок, содержащих определенное утверждение.
Образец.
Назывной план: Вопросный план:
1.Процесс воспроизводства. 1.Что такое процесс воспроизводства?
2.Факторы воспроизводства. 2.Какие существуют факторы
воспроизводства?
3.Два вида воспроизводства. 3.Сколько видов воспроизводства
различают?
Тезисный план:
1. Процесс, протекающий в постоянном возобновлении, называется воспроизводство.
2. Рабочая сила, средства производства, природные ресурсы, среда обитания – факторы производства.
3. Различают два вида воспроизводства: простое и расширенное.
Практические упражнения по теме
Задание 1. Составьте назывной, вопросный и тезисный планы к тексту «Как работать с литературой по специальности»