Вопросы

1.Понятие о монологической речи.

2.Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди: различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им.

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по следующему плану: тезис; аргументы, доказывающие его; вывод. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей.

Задание. Прочитайте тексты. Озаглавьте их. Определите смысловые типы текстов. Укажите признаки типов текстов.

Текст1.

Усваивая язык с детства, мы настолько к нему привыкаем, что пользуемся им автоматически, не задумываясь над каждым словом, не вникая в то, как же нам удается построить предложение или быстро подыскать нужный оборот. Отсюда рождается уверенность, что о родном то языке мы все знаем; и то, как он устроен, и для чего нужен, и почему надо употреблять эти конструкции, а не другие. Но эта уверенность возникает оттого, что смешиваются разные понятия: владение языком и знание его внутренней грамматической структуры. Все люди владеют каким-либо языком, а кое-кто даже не одним, а несколькими. Но кто отважится сказать о себе, что он досконально знает, как устроен язык? Даже лингвистам, которые исследуют язык в течение многих веков, известно о нем далеко не все. Почему? Да потому, что механизм овладения и владения языком очень сложен. Он составляет часть мыслительной деятельности человека и представляет собой одну из тех областей научного исследования, которые еще таят в себе много неизведанного, представляя интерес научных поисков ученого-лингвиста. (По Л.П.Крысину)

Текст 2.

Широка за рекой казахская степь. Раздвинула она по обе стороны наши горы и лежит суровая, безлюдная …

Но в это памятное лето, когда грянула война, загорелись огни по степи, затуманили ее горячей пылью табуны строевых коней, поскакали гонцы во все стороны. И помню, как с того берега кричал скачущий казах гортанным пастушьим голосом: «Садитесь, киргизы, в седла! Враг пришел!» – и мчался дальше в вихрях пыли и волнах знойного марева. Всех подняла на ноги степь, и в торжественно-суровом гуле двинулись с гор и по долинам наши первые конные полки. Звенели тысячи стремян. Глядели в степь тысячи джигитов. …Там, где шел на войну народ, оставались горькие тропы.

И весь этот мир земной красоты и тревог раскрывал передо мной Данияр в своей песне. Где он этому научился, от кого он все это слышал? Я понимал, что так мог любить свою землю только тот, кто всем сердцем тосковал по ней долгие годы, кто выстрадал эту любовь. Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то неодолимое, это была потребность выразить себя. Мы, как обычно, ехали со станции. Уже опускалась ночь, кучками роились звезды в небе, степь клонило ко сну, и только песня Данияра, нарушая тишину, звенела и угасала в мягкой темной дали. Мы с Джамилей шли за ним. Но что случилось в этот раз с Данияром? В его напеве было что-то нежное, проникнутое тоской и одиночеством, что слезы к горлу подкатывались от сочувствия и сострадания к нему. Я был потрясен. Степь будто расцвела, всколыхнулась, раздвинула тьму, и я увидел в этой широкой степи двух влюбленных. А они и не замечали меня, словно меня и не было здесь. (Ч.Айтматов)

Текст 3.

Мы находимся с вами на территории Казахского государственного Национального университета им. аль-Фараби. Это одно из красивейших мест Алматы. Перед нами величественная панорама предгорья Алатау, густая зелень парков, садов по склонам гор, темнеющие леса знаменитой тяньшанской ели, ослепительные своей белизной вершины горных великанов.

Современный учебный комплекс университета был построен в 1984 году. Старые его здания сохранились до наших дней на улицах Толе-би, Масанчи. Но вернемся в студенческий городок и войдем в главный корпус университета. Скоростной лифт поднимает нас на пятнадцатый этаж. С его высоты открывается чудесный вид на Алматы, студенческий городок с его спортивным комплексом. К зданию ректората примыкают современные здания филологического, юридического, исторического факультетов, факультета журналистики. Рядом – здание из стекла и бетона биологического и географического факультетов, а дальше – студенческие общежития, стадион, спортивные площадки, магазины, кафе, почта, телефон и телеграф.

Тема № 10. План как форма записи прочитанного научного текста.

Цель: дать понятие о плане и видах плана; научить составлять простой и сложный план к тексту по специальности; выделить отличительные черты назывного, тезисного и вопросного плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: