Тема 7. Человек, общество, история

Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека.

Антропосоциогенез и его составляющие. Предметно-преобразовательная деятельность как способ бытия человека в мире. Соотношение природного и социального в человеческой жизнедеятельности. Человек как субъект и объект культурно-исторического процесса.

Человек и история. Противоречия исторического бытия человека и его развитие. Проблемы формирования человеческой индивидуальности и ее самореализации.

Жизнь и смерть как предмет эмоционального восприятия и философского размышления. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни как проблема. Биологическая и социальная продолжительность человеческой жизни, смерть и бессмертие. Дискуссии по вопросу о «праве на смерть».

Общество как предмет философского исследования. Эволюция философских воззрений на общество. Отождествление общества и государства в античность «град божий» и «град земной» в эпоху средневековья. Божественная предопределенность конца «земного царства» у Августина. От «естественного состояния общесва» -«войны всех против всех» к договорной концепции государства Гоббса. Концепция общественного договора Локка. Общество как проявление «общего духа народов» у Монтескье. Гегелевское понимание объективности общественного развития. «Хитрость» мирового духа. Общество как организм по Г. Спенсеру. Марксистская концепция общества. Роль производительных сил в функционировании и развитии общества. Понятие общественно- экономической формации. Базис и надстройка. Формация или цивилизация? Концепция цикличности исторического процесса О. Шпенглера и А.Тойнби. Концепции «индустриального» и «постиндустриального» развития общества. Различные интерпретации смысла истории (Н. Бердяев, К. Ясперс, Ф. Фукуямма). Общество как саморазвивающая система. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль объективных условий и субъективных факторов в развитии общества. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в истории.

Структура общества. Материально-производственная сфера общества. Три технологических способа соединения человека со средствами труда. Современная научно-техническая революция.

Социальная сфера общества. Субъекты социальных отношений. Политическая сфера общества. Духовная сфера общества. Понятие общественного сознания. Структура общественного сознания. Уровни и формы общественного сознания.

Единство и многообразие мировой истории. Различные концепции периодизации мировой истории. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Вариативность в историческом процессе.

Субъекты и движущие силы исторического процесса. Социальная структура общества. Политическая система общества. Государства как социальный институт. Проблемы сознания правого государства.

Исторические общности людей. Изменение места человека в мире в ходе истории. Роль исторических личностей: субъективные и объективные факторы. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе. Волюнтаризм и фатализм, формы их проявления, теоретическая несостоятельность и политическая опасность.

Ускорение «ритма истории». Становление будущего и критерии общественного прогресса.

Тема 8. Человек, культура, цивилизация.

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Культура и идеология. Культура и научно-технический прогресс. Проблема “массовой” и элитарной культуры. Социальные функции культуры.

Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество. Самосознание и самооценка, образованность и культура. Духовность и интеллигентность. Культура общения: диалоги и плюрализм мнений. Культура и демократия.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре, запад и восток.

Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образование. Цивилизационное основы существования человечества. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Проблемы кризиса цивилизации и путь выхода из него.

Человек как субъект духовного производства. Духовные потребности и ценности. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность».

Политическая культура и политическая деятельность. Политические отношения и политические взгляды. Идеологические и психологические аспекты политического сознания. Философия политики и политическая философия.

Правовая культура личности. Правовые отношения и правовые взгляды. Сущность права. Понятие правового государства и актуальные проблемы его формирования в современных условиях.

Нравственная культура как регулятор человеческой жизнедеятельности. Исторические типы морили. Классовое и общечеловеческое в морили. Моральные нормы поведения людей. Нравственное воспитание в процессе формирование личности. Структура нравственного сознания.

Идеалы смысла жизни. Категории справедливости долга и чести, добра и зла.

Эстетическая культура и освоение мира. Искусства как специфическая форма сознания и выражения эстетических отношений человека. Эстетическое чувство. Эстетическое воспитание в формировании личностных качеств человека.

Религиоведческая культура личности. Структура и специфика религиозного сознания. Религиозная идеология и психология. Социальные, гносеологические и психологические корни религии. Мировые религии. Соотношение религиозного и научного мировоззрения. Деятельность церкви на современном этапе. Свобода совести. Атеистическое сознание в системе научного мировоззрения и в духовной культуре. Философия религии и религиозная философия.

Личность и проблема ценностных ориентаций. Природа и классификация ценностей. Свобода как ценность. Ценности и нормы Ценности мнимые и действительные. Ценности личностные, групповые и общечеловеческие.

Тема 9. Человек в информационно-технотронном мире.

Понятие «информационное общество». Сторонники концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого»- информационного сектора экономики. следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее воздействие информационной технологии на социальную структура общества (возникновение «информационных сообществ»), на промышленные корпорации (появление «ЭЛЕКТРОННЫХ КОТТЕДЖЕЙ» А. Тоффлера). Идея «глобальной электронной цивилизации» (Дж. Пелтон).

Влияние информационного общества на культуру. Зарождение нового типа культуры, в котором все подчинено классификации и унификации с целью повышения эффективности передачи информации. Перспектива изменения характера труда, быта, процесса урбанизации, психологии человека в результате компьютерной революции. Социально-философские последствия развития системы Интернет.

Тема 10. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Современная глобальная ситуация - естественно-исторический результат стихийности и неравномерности социально-экономического развития и научно-технического прогресса во второй половине ХХ столетия. Необходимость решения глобальных политических, экологических, демографических, экономических и других проблем для выживания человечества и дальнейшего социального прогресса в условиях взаимосвязанного и целостного мира. Социально-экономические и политические контрасты современной цивилизации. Иерархия глобальных проблем.

Становление будущего как реальный исторический процесс и итог столкновения противоборствующих тенденций в жизни общества. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Сущность и перспективы научно-технической революции, ее возможные последствия и возрастные роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества. Ограниченность и опасность технократического мышления. Гуманистический потенциал научно-технического прогресса человечества.

Предвосхищение будущего - необходимые условие целесообразной деятельности людей. Социальное предвидение - опережающее отражение действительности. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.

Основные методы прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего и экспертные оценки. Типы (виды) социальных прогнозов. Гуманистическая миссия социального прогнозирования. Алярмзм и гуманизм социального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: